Обложка журнала "Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья" 3·2019

 

Журнал "Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья" 3 · 2019


СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА



ПРОЕКТИРОВАНИЕ, СООРУЖЕНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ГАЗОНЕФТЕПРОВОДОВ И ГАЗОНЕФТЕХРАНИЛИЩ

ВЛИЯНИЕ ЦИКЛИЧЕСКИХ НАГРУЖЕНИЙ НА НАДЕЖНОСТЬ РЕЗЕРВУАРА (С. 5-10)
И.И. Масалимов, Э.Ш. Гайсин, Ю.А. Фролов, О.А. Насибуллина
Уфимский государственный нефтяной технический университет,
450062, г. Уфа, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6782-8636, E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5437-0320, E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8737-6091, E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8048-3839, E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
АННОТАЦИЯ
В работе рассмотрены основные причины снижения эксплуатационной надежности резервуаров; проведен обзор методики оценки остаточного ресурса по критерию малоциклового нагружения; предложена математическая модель для выявления наиболее опасного сечения стенки резервуара с учетом изгибающих моментов и деформаций изгиба; выполнено сравнение предложенной модели с расчетной МКЭ-моделью.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: резервуар, эксплуатация, остаточный ресурс, циклическая долговечность.
Для цитирования: Масалимов И.И., Гайсин Э.Ш., Фролов Ю.А., Насибуллина О.А. Влияние циклических нагружений на надежность резервуара // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. 2019. № 3. С. 5–10.
DOI: 10.24411/0131-4270-2019-10301

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ СТАТЬЮ

РАЗРАБОТКА МЕТОДА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ ДЕФЕКТОВ ПЕРЕКАЧИВАЮЩЕГО ОБОРУДОВАНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ УДАЛЕННОЙ ТЕНЗОМЕТРИИ (С. 11-15)
А.Р. Валеев, Б.Н. Мастобаев, Р.М. Каримов, Р.Р. Ташбулатов
Уфимский государственный нефтяной технический университет,
450062, г. Уфа, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7197-605X, E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5379-9520, E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2459-4555, E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5406-2352, E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
АННОТАЦИЯ
Работа посвящена определению геометрического положения дефектов перекачивающего оборудования с применением удаленной тензометрии. Применяемые на данный момент методы диагностики предлагается дополнить информацией о местоположении дефекта, что позволит повысить достоверность определения технического состояния оборудования. Предположена математическая модель колебания оборудования, позволяющая связать местоположение источника возбуждения и реакции на опорах. Разработаны экспериментальная установка, специальное программное обеспечение, экспериментальный стенд. Проведены экспериментальные исследования по определению одиночных дефектов. Анализы проведенных экспериментов показали достоверность разработанного метода. Данный метод можно использовать для различного нефте- и газоперекачивающего оборудования.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: диагностика, техническое состояние, тензометрия, нефтеперекачивающий агрегат.
Для цитирования: Валеев А.Р., Мастобаев Б.Н., Каримов Р.М., Ташбулатов Р.Р. Разработка метода определения геометрического положения дефектов перекачивающего оборудования с применением удаленной тензометрии // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. 2019. № 3. С. 11–15.
DOI: 10.24411/0131-4270-2019-10302
Благодарность: Исследование выполнено при поддержке гранта Республики Башкортостан молодым ученым «Разработка технологии объективного распознавания и идентификации дефектов промышленного оборудования на основе удаленного тензометрического анализа».

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ СТАТЬЮ
 
ПРИМЕНЕНИЕ ГРАНУЛИРОВАННОГО ПЕНОСТЕКЛА В КАЧЕСТВЕ ПОКРЫТИЯ ЗЕРКАЛА ИСПАРЕНИЯ РЕЗЕРВУАРОВ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТОВ (С. 17-19)
В.М. Писаревский1, Л.В. Ковба2, С.Н. Левин1, С.Ю. Савельева3, О.Б. Азжеурова1, Н.В. Морозова2, Н.В. Горская2
1Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) им. И.М. Губкина, 119991, Москва, Россия
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
2Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации, 125438, Москва, Россия
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
3АО «Транснефть – Верхняя Волга», 603950, Нижний Новгород, Россия
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
АННОТАЦИЯ
В настоящей статье рассматривается проблема сокращения потерь нефти и нефтепродуктов при хранении и исследовании по снижению испарения с помощью гранулированного пеностекла, изготовленного преимущественно на основе вулканического пепла с различными размерными фракциями. Авиационное топливо по сравнению с другими нефтепродуктами (дизельным топливом и автомобильным топливом) не содержит в своем составе большого числа присадок. Как правило, полярные присадки могут легко адсорбироваться на поверхности гранул и искажать реальные результаты. Поэтому для получения эффективных и наглядных результатов были взяты для исследования образцы авиационного топлива с температурой начала кипения от 130 до 250 °С и давлением насыщенных паров, промежуточным между бензинами и дизельными топливами.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: резервуар, нефтепродукты, гранулированное пеностекло, испарение.
Для цитирования: Писаревский В.М., Ковба Л.В., Левин С.Н., Савельева С.Ю., Азжеурова О.Б., Морозова Н.В., Горская Н.В. Применение гранулированного пеностекла в качестве покрытия зеркала испарения резервуаров: результаты экспериментов // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. 2019. № 3. С. 17–19.
DOI: 10.24411/0131-4270-2019-10303

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ СТАТЬЮ

ОЦЕНКА НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОГО СОСТОЯНИЯ НАДЗЕМНЫХ НЕФТЕПРОВОДОВ В ЗОНЕ ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОПОРНЫМИ КОНСТРУКЦИЯМИ В УСЛОВИЯХ МНОГОЛЕТНЕМЕРЗЛЫХ ГРУНТОВ (С. 20-23)
Т.Р. Мустафин, А.О. Кудрявцев
Уфимский государственный нефтяной технический университет,
450062, г. Уфа, Россия
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
АННОТАЦИЯ
В работе рассматриваются исследования по изучению напряженно-деформированного состояния стальных трубопроводов на опорах при надземной схеме прокладки в условиях многолетнемерзлых грунтов. На основании конечно-элементной модели были сделаны соответствующие выводы по распределению возникающих эквивалентных напряжений.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: трубопровод, актуальность, анализ, нормативно-техническая документация, эксперимент, прочностные характеристики, исследование, напряженно-деформированное состояние, модель, конечно-элементный анализ, многолетнемерзлый грунт.
Для цитирования: Мустафин Т.Р., Кудрявцев А.О. Оценка напряженно-деформированного состояния надземных нефтепроводов в зоне их взаимодействия с опорными конструкциями в условиях многолетнемерзлых грунтов // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. 2019. № 3. С. 20–23.
DOI: 10.24411/0131-4270-2019-10304

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ СТАТЬЮ
 
ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТРУБОПРОВОДОВ В ЗОНАХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ОСТРОВНОЙ МЕРЗЛОТЫ (С. 24-29)
Х.Ш. Шамилов, Д.П. Десяткин
Уфимский государственный нефтяной технический университет,
450062, г. Уфа, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8190-6389, E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6032-5291, E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 
АННОТАЦИЯ
Проведен обзор литературных источников и нормативно-технических документов по требованиям к проектированию и опыту по эксплуатации магистральных трубопроводов, проложенных в зонах распространения вечномерзлых и сезоннотающих грунтов. На примере существующих российских и зарубежных трубопроводных систем выполнен сравнительный анализ применимых конструктивных и технологических решений, приведены их достоинства и недостатки. Рассмотрены основные риски, связанные с неопределенностью на стадии проектирования трубопроводов при наличии зон островной мерзлоты, предложены возможные пути решения.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: подземный трубопровод, зоны островной мерзлоты, сезоннотающие грунты, бугры пучения, линзы льда, устойчивость.
Для цитирования: Шамилов Х.Ш., Десяткин Д.П. Особенности проектирования трубопроводов в зонах распространения островной мерзлоты // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. 2019. № 3. С. 24–29.
DOI: 10.24411/0131-4270-2019-10305

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ СТАТЬЮ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УСЛОВИЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ И ОБСЛУЖИВАНИЯ ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩИХ АГРЕГАТОВ С ГАЗОТУРБИННЫМ ТИПОМ ПРИВОДА (С. 30-32)
Р.Д. Татлыев1, Т.Е. Артеева1, Н.Д. Цыганенко2, А.В. Гончарова1, Е.А. Чечеренко1
1Сургутский институт нефти и газа (филиал) Тюменского индустриального университета, 628404, г. Сургут, Россия
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
2Тюменский индустриальный университет, 625000, г. Тюмень, Россия
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
АННОТАЦИЯ
Освещен вопрос надежности газоперекачивающих агрегатов с газотурбинным типом привода. Рассмотрены наиболее частые причины, предшествующие аварийным остановам и выводам из работы оборудования. Проведен анализ существующих и наиболее распространенных методов повышения надежности газоперекачивающего оборудования. Предложенные мероприятия по эксплуатации газоперекачивающих агрегатов с газотурбинным типом привода направлены на уменьшения количества аварийных остановов.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: газоперекачивающий агрегат с газотурбинным типом привода, надежность, аварийный останов, контроль, диагностика.
Для цитирования: Татлыев Р.Д., Артеева Т.Е., Цыганенко Н.Д., Гончарова А.В., Чечеренко Е.А., Совершенствование условий эксплуатации и обслуживания газоперекачивающих агрегатов с газотурбинным типом привода // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. 2019. № 3. С. 30–32.
DOI: 10.24411/0131-4270-2019-10306

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ СТАТЬЮ
 
ГЕОКРИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУНТА ПО ТРАССЕ НЕФТЕПРОВОДА МОХЭ – ДАЦИН (С. 33-36)
И.И. Хасанов, Р.А. Шакиров, Лю Юцянь
Уфимский государственный нефтяной технический университет,
450062, г. Уфа, Россия
ORCID: http://orcid.org/0000-0002-3422-1237, E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7017-081X, E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
АННОТАЦИЯ
Объектом исследования является характеристика грунтов по трассе нефтепровода Мохэ – Дацин, проложенного на территории округа Большой Хинган и автономного района Внутренняя Монголия на севере Китая. Установлены особенности и факторы, которые могут оказывать негативное влияние на состояние нефтепровода. Сделан прогноз оттаивания многолетнемерзлых грунтов вокруг подземного трубопровода в ближайшие 30 лет.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: многолетнемерзлые грунты, термокарст, ВСТО, Китай.
Для цитирования: Хасанов И.И., Шакиров Р.А., Лю Юцянь Геокриологическая характеристика грунта по трассе нефтепровода Мохэ – Дацин // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. 2019. № 3. С. 33–36.
DOI: 10.24411/0131-4270-2019-10307

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ СТАТЬЮ

ГЕОЭКОЛОГИЯ

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВУЛКАНИЧЕСКИХ ИЗВЕРЖЕНИЙ НА КАМЧАТКЕ ПО МАГНИТУДАМ ЗА ПОСЛЕДНИЕ 50 ТЫСЯЧ ЛЕТ
ГЕОЛОГИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ЭКСПЛОЗИВНОГО ВУЛКАНИЗМА И ПРОГНОЗНЫЕ ОЦЕНКИ (С. 37-45)
В.В. Иванов
Институт вулканологии и сейсмологии Дальневосточного отделения, Российской академии наук, 683006, г. Петропавловск-Камчатский, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8679-5881, E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
АННОТАЦИЯ
На Камчатке вулканизм происходил, начиная еще с мелового времени. Здесь выявлено около 7100 выраженных в рельефе вулканических построек с возрастом от 2-2,5 млн лет до современных. Насчитывается 20 действующих и 14 потенциально активных многоактных вулканов, а также 10 современных и голоценовых полей моногенного вулканизма, зон многовыходного экструзивного вулканизма и кальдер [1]. За последние 1000 лет линейная тепловая мощность эруптивного вулканизма Камчатки, приходящаяся на 1 км длины ее вулканической дуги, оценивается примерно в 10 МВт. Это в 4–5 раз больше, чем на Курильских островах, в Японии или в Новой Зеландии, и уступает только линейной мощности исландского вулканизма (15 МВт) [2]. В историческое время на Камчатке происходило около 10% всех вулканических извержений мира (для диапазона эксплозивных вулканических индексов VEI = 2–5). Это довольно много, поскольку длина вулканической дуги Камчатки примерно 900 км, что составляет всего около 2% суммы длин всех вулканических дуг на Земле. Это объясняется беспрецедентно высокой продуктивностью гигантских вулканов Северной группы Ключевского и Шивелуча, а также региональной зоной шлаковых конусов Плоского Толбачика, каждый из которых выносит от 20 до 60 млн т вулканических продуктов в год. Распределение объема выброшенной пирокластики (Vp) для извержений камчатских вулканов за последние 50 тысяч лет подчиняется степенному закону с показателем степени – bdiff = –0,90 ± 0,14 (95%). В предположении устойчивого вулканизма [3] средние интервалы (T) между будущими извержениями на Камчатке оцениваются следующим образом: 1 раз в год (VEI = 2), каждые 5 лет (VEI = 3), каждые 40 лет (VEI = 4), каждые 300 лет (VEI = 5), каждые 3000 лет (VEI = 6) и каждые 22 000 лет (VEI = 7). Общий геологический эффект камчатских вулканов оценивается примерно в 50 км3 пирокластики за 1000 лет (VEI = 2–7).
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Камчатка, линейная тепловая мощность эруптивного вулканизма, эксплозивная магнитуда извержения, степенное распределение объема изверженной пирокластики, ожидаемые интервалы времени между извержениями.
Для цитирования: Иванов В.В. Распределение вулканических извержений на Камчатке по магнитудам за последние 50 тысяч лет.
Геологический эффект эксплозивного вулканизма и прогнозные оценки // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. 2019. № 3. С. 37–45.
DOI:10.24411/0131-4270-2019-10308
Благодарность: Искренняя благодарность за консультацию и предоставление исходных данных Л.И. Базановой, О.В. Дирксену, И.В. Мелекесцеву и В.В. Пономаревой.

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ СТАТЬЮ

ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ТРУДА
 
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА НЕФТЕГАЗОВЫХ ОБЪЕКТАХ (С. 46-48)
А.Р. Хасанова1, Б.Г. Харрасов2, К.К. Садреева2
1Филиал Уфимского государственного нефтяного технического университета в г. Октябрьском, 452607, г. Октябрьский, Россия
ORCID: 000-0002-1026-3934, Е-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
2Уфимский государственный нефтяной технический университет,
450062, г. Уфа, Россия
ORCID: 0000-0001-9568-4887, E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
ORCID: 0000-0003-1589-0520, E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрены экологические основы нормативно-правового контроля при разработке нефтяных и газовых месторождений, комплексное воздействие на окружающую среду на всех этапах разработки месторождений. В результате экологической оценки были сформулированы требования к единой методике наблюдений, необходимой для оценки экологической безопасности.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: экологические проблемы, экологический мониторинг, промышленная безопасность, нормативно-правовой акт, экологическое проектирование, экологическая экспертиза.
Для цитирования: Хасанова А.Р., Харрасов Б.Г., Садреева К.К. Нормативно-правовые основы экологической безопасности на нефтегазовых объектах // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. 2019. № 3. С. 46–48.
DOI:10.24411/0131-4270-2019-10109

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ СТАТЬЮ

 

 

Фотогалерея

КОНТАКТЫ


Индекс: 119313
Москва, улица Гарибальди, д. 4Г
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Телефон редакции:
+7 (916) 593-05-29