Обложка журнала "Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья"·2·2014

Журнал "Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья" 2 · 2014


СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА



ТРУБОПРОВОДНОЕ ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ

М.В. ЧУЧКАЛОВ, к.т.н., помощник генерального директора
ООО «Газпром трансгаз Уфа» (450054, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Р.Зорге, д. 59)
К.М. ГУМЕРОВ, д.т.н., профессор, заведующий отделом диагностики трубопроводов
ГУП «Институт проблем транспорта энергоресурсов» (450055, Республика Башкортостан, г. Уфа, Проспект Октября, 144/3)
E-mail: mchuchkalov@ufa-tr.gazprom.ru

МОДЕЛИРОВАНИЕ НАПРЯЖЁННОГО СОСТОЯНИЯ ПОДЗЕМНОГО ТРУБОПРОВОДА С УЧЁТОМ ГРУНТОВЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
В настоящей статье методами итераций и последовательных приближений установлена возможность оценки напряженно-деформированного состояния трубопровода, находящегося в эксплуатации в условиях различных грунтовых изменений, при которых действующие силы заранее неизвестны. Приводится алгоритм расчётной программы, учитывающий разные формы взаимодействия трубы с грунтом.
Ключевые слова: моделирование, напряженно-деформированное состояние, трубопровод, грунтовые изменения.

Е.А. МАКСИМОВ, доцент, к.т.н.
В.И. ВАСИЛЬЕВ, доцент, к.т.н.
Южно-Уральский государственный университет (Россия, 454080 Челябинск, проспект Ленина, 76)
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕОТЕРМАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ ТЕПЛА ЗЕМЛИ ДЛЯ ОБОГРЕВА МЕСТНЫХ СОПРОТИВЛЕНИЙ МАГИСТРАЛЬНЫХ НЕФТЕПРОВОДОВ В ЗИМНЕЕ ВРЕМЯ
Проанализированы различные методы (теплоизоляционные материалы, электрический обогрев, СВЧ нагрев) обогрева местных сопротивлений (устье скважин, температурных компенсаторов, на поворотах трассы, запорной арматуре, расширении сечения трубопровода и др.) при транспортировке по ним высоковязкой нефти. Показаны их преимущества и недостатки.
В качестве альтернативного источника обогрева предложен инновационный метод обогрева местных сопротивлений магистральных трубопроводов с помощью геотермальных источников, реализуемых при помощи теплового насоса. Предложены различные варианты трубопроводов с тепловыми насосами. Предложен новый вариант теплоизоляции магистральных трубопроводов.
Ключевые слова: обогрев местных сопротивлений, магистральный трубопровод, геотермальные источники тепла, тепловой насос, теплоизоляция.

СБОР И ХРАНЕНИЕ

Г.Х. САМИГУЛЛИН, к.т.н. доцент, зав. кафедрой «Транспорт и хранение нефти и газа», E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
А.А. ГЕРАСИМЕНКО, аспирант кафедры «Транспорт и хранение нефти и газа», E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный» (Россия, Санкт-Петербург, 21 линия, д. 2)

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СРОКА БЕЗОПАСНОЙЭКСПЛУАТАЦИИ РЕЗЕРВУАРОВ С ТРЕЩИНОПОДОБНЫМИ ДЕФЕКТАМИ В ПЕРВОМ ПОЯСЕ НА ОСНОВЕ КРИТЕРИЕВ МЕХАНИКИ РАЗРУШЕНИЯ
Представлена методика прогнозирования остаточного ресурса резервуаров с трещиноподобным дефектом в первом поясе. Отличительной особенностью методики является то, что она учитывает сложно-напряженное состояние стенки резервуара, использует параметры циклической трещиностойкости, определенные при двухосном нагружении, К-тарировочную функцию для конкретного типоразмера резервуара и трещины.
Ключевые слова: стальной вертикальный резервуар, трещиноподобный дефект, прогнозирование остаточного ресурса.

ОБОРУДОВАНИЕ. АВТОМАТИКА

Р.Ш. ГАББАСОВ, магистр.
Филиал ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный нефтяной технический университет» в г. Салавате (453250, Россия, г. Салават, ул. Губкина 22А/67)
M.Г. БАШИРОВ, д.т.н., профессор.
Филиал ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный нефтяной технический университет» в г. Салавате (453250, Россия, г. Салават, ул. Губкина 22А/67)
И.В. ПРАХОВ, к.т.н., старший научный сотрудник.
ГАНУ «Институт прикладных исследований Республики Башкортостан» Академии наук Республики Башкортостан (453103, Россия, г. Стерлитамак, ул. Одесская, 68)
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

МОДЕЛИРОВАНИЕ РЕЖИМОВ РАБОТЫИ ХАРАКТЕРНЫХ НЕИСПРАВНОСТЕЙСУХИХ СИЛОВЫХ ТРАНСФОРМАТОРОВ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ИХ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ С ПАРАМЕТРАМИ ГЕНЕРИРУЕМЫХ ВЫСШИХ ГАРМОНИЧЕСКИХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ТОКОВ И НАПРЯЖЕНИЙ
В данной статье представлен процесс моделирования режимов работы и характерных неисправностей сухих силовых трансформаторов. По результатам моделирования получены закономерности взаимосвязи параметров гармонических составляющих токов и напряжений с техническим состоянием и режимами работы трансформатора.
Ключевые слова: режим работы, силовой трансформатор, высшие гармоники, неисправность, моделирование, ток, напряжение, повреждение.

В.К. КОВАЛЁВ, начальник технического отдела ДОАО «Центрэнергогаз» филиал «Самарский» (Россия, 443052, г. Самара, Заводское шоссе, д. 77)
E-mail: v.kovalev@ceg.gazprom.ru

ПРИЧИНЫ ВИБРАЦИИ ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩИХ АГРЕГАТОВ
В работе приведён анализ факторов, влияющих на вибрационное состояние электроприводных газоперекачивающих агрегатов, методы выявления и снижения влияния этих факторов исходя из практического опыта. Изложена позиция автора относительно выбора режима работы электроприводных ГПА.
Ключевые слова: электроприводные агрегаты, вибрационное состояние, коррекция дисбаланса, термическая деформация, зубчатые втулки, минимизация биений муфт, упреждающая центровка, осевой сдвиг ротора, опорные конструкции.

ХИМИЧЕСКИЕ РЕАГЕНТЫ И ТЕХНОЛОГИИ

В.Х. НУРУЛЛАЕВ, канд. техн. наук, инженер Государственная нефтяная компания Азербайджанской Республики SOCAR, Управление «Нефтепроводы» (Азербайджан, г. Баку AZ 1025, пр. Ходжалы-28)
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ НЕФТЕПРОДУКТОВ ПРИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЙ ПЕРЕКАЧКЕ
Для решения задачи по увеличению объемов перекачки нефти и нефтепродуктов необходима разработка новых или оптимизация применяемых технологий транспортировки нефти и нефтепродуктов с учетом их реологических свойств и эксплуатационных характеристик трубопроводов. Большой интерес представляют результаты экспериментальных исследований последовательной перекачки нефтепродуктов. Предложено перекачивать авиационные керосины последовательно с дизельными топливами или бензинами, помещая между ними специальную буферную пробку, состоящую из углеводородов, общих для авиационного керосина и дизельного топлива или бензина.
Рассмотрены изменения физико-химических свойств авиакеросина ТС-1 и бензина А-76 при использовании буферного нефтепродукта в контактной зоне при последовательной перекачке по трубопроводу. Показано, что добавка бензина А-76 в авиакеросин ТС-1 в количествах до 5% мас. не ухудшает качество авиакеросина, а добавка до 3% мас. — совсем не отражается на качестве авиакеросина.
Ключевые слова: фракционного состав, температура вспышки в закрытом тигле, физико-химические свойства, реология, кинематическая вязкость.

РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ. ЭКОЛОГИЯ

Н.Р. БАБАЕВ, Институт нефтехимических процессов им.акад. Ю.Г.Мамедалиева НАН Азербайджана
Х.М. АЛИМАРДАНОВ, Институт нефтехимических процессов им. акад. Ю.Г. Мамедалиева НАН Азербайджана (AZ1025, Азербайджанская Республика, г. Баку, пр. Ходжалы 30)
О.А. САДЫГОВ, Институт нефтехимических процессов им . акад. Ю.Г. Мамедалиева НАН Азербайджана (AZ1025, Азербайджанская Республика, г. Баку, пр. Ходжалы 30)
Д.М. КУЛИЕВА, Институт химии присадок им. акад. А.М. Кулиева НАН Азербайджана (АZ1029, Азербайджанская Республика, г. Баку, Беюкшорское шоссе, квартал 2062)
Б.И. АБДУЛЛАЕВ, Институт химии присадок им. акад. А.М. Кулиева НАН Азербайджана (АЗ1029, Азербайджанская Республика, г. Баку, Беюкшорское шоссе, квартал 2062)
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

ПРОИЗВОДНЫЕ БУТАН-1,3-ДИОЛА В КАЧЕСТВЕ ПРИСАДОК К СМАЗОЧНЫМ МАСЛАМ И СМАЗОЧНО-ОХЛАЖДАЮЩИМ ЖИДКОCТЯМ
Синтезирован ряд аминометиленовых производных аллилового и бутилового эфиров бутан-1,3-диола. Состав и структура синтезированных сое-динений подтверждены методами ИК- и ЯМР-спектроскопии. Показана эффективность некоторых синтезированных соединений в качестве противоизносных и противокоррозионных присадок к смазочному маслу М-10 и смазочно-охлаждающей жидкости.
Ключевые слова: аминоэфиры, аминоспирты, смазочные масла, смазочно-охлаждающие жидкости, присадки, коррозия, противоизносные присадки.

А.М. ФАТТАХОВА, преподаватель кафедры «Автомобильные дороги и технология строительного производства»
А.Г. БАЛАНДИНА, аспирант
Р.И. ХАНГИЛЬДИН, кандидат технических наук, доцент кафедры «Водоснабжение и водоотведение»
В.А. МАРТЯШЕВА, кандидат технических наук, доцент кафедры «Водоснабжение и водоотведение»
Уфимский государственный нефтяной технический университет (450062, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, 1)
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СПОСОБОВ ОЧИСТКИ СТОЧНЫХ ВОД С ХИМИЧЕСКИ ЗАГРЯЗНЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ
Проведён краткий аналитический обзор существующих способов очистки сточных вод с химически загрязненных территорий. Представлены результаты исследований авторов в области интенсификации процессов окисления в мембранном реакторе в присутствии гомогенных и гетерогенных катализаторов.
Ключевые слова: химически загрязненная территория, трудноокисляемые сточные воды, окисление, озон, гомогенные катализаторы, гетерогенные катализаторы, мембранный реактор.

ЭКОНОМИКА

А.Н. ЛЯШЕНКО,
ООО «Hаучно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (Россия, 129626, Москва, 3-я Мытищинская ул., д. 10)

МЕТОД ВЫБОРА РАЦИОНАЛЬНОГО ПУТИ ПО КОМПЛЕКСУ КРИТЕРИЕВ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ЖИДКОГО ТОПЛИВА
Каждый заказчик на перевозку грузов, в частности жидкого топлива, заинтересован в минимизации расходов на эту операцию. В простых случаях перевозок, например, одним видом транспорта, когда отсутствуют альтернативные предложения, эта минимизация осуществляется путем возможного снижения стоимости непосредственно перевозки и операции «погрузка-выгрузка». Совсем иная задача возникает в случае, когда перевозку можно осуществить по различным схемам комбинированных видов транспорта. Здесь нужно определить не только стоимость доставки жидкого топлива по возможным маршрутам, но сроки и надежность доставки.
В статье раскрывается существо метода с учетом стоимости доставки груза до места назначения, затрат времени, сохранности груза при комбинированных транспортных схемах и определяется лучшее решение из возможных. Предлагаемый метод иллюстрируется практическим примером, что облегчает понимание материала статьи.
Ключевые слова: перевозка грузов, минимизация расходов, комбинированные транспортные схемы, рациональный путь, оценка маршрута.

 

Фотогалерея

КОНТАКТЫ


Индекс: 119313
Москва, улица Гарибальди, д. 4Г
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Телефон редакции:
+7 (916) 593-05-29