Обложка журнала "Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья" 5-6·2024


Журнал "Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья" 5-6 · 2024


СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА



ПРОЕКТИРОВАНИЕ, СООРУЖЕНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ГАЗОНЕФТЕПРОВОДОВ И ГАЗОНЕФТЕХРАНИЛИЩ

УДК 622.692.4.053
https://doi.org/10.24412/0131-4270-2024-5-6-5-10
АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ МЕТОДИК РАСЧЕТА НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОГО СОСТОЯНИЯ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ (С. 5-10)
Шамилов Х.Ш.1, Аскаров Р.Г.2, Десяткин Д.П.1, Аскаров Р.М.3, Шайхинуров А.М.1
1Уфимский государственный нефтяной технический университет, 450064, г. Уфа, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8190-6389, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6032-5291, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ORCID: https://orcid.org/0009-0004-7562-1423, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
2ООО «Газпром трансгаз Уфа», 450054, г. Уфа, Россия
ORCID: https://orcid.org/0009-0006-2965-419X, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
3Проектно-консалтинговая группа «БК», 121205, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2000-2188, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
Современные требования к обеспечению надежности и долговечности магистральных трубопроводов диктуют необходимость пересмотра и адаптации существующих методик расчета их напряженно-деформированного состояния. В этой работе рассматриваются различные подходы к расчету прочности и устойчивости трубопроводов, применяемые в разных странах. Проведенный анализ демонстрирует, что, несмотря на некоторые различия в оценке таких факторов, как радиусы изгиба и температурные напряжения, основные принципы расчета остаются схожими. Вместе с тем, стоит отметить, что действующие стандарты не в полной мере учитывают особенности длительной эксплуатации трубопроводов, что подчеркивает необходимость дальнейшего совершенствования нормативной базы.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: магистральный трубопровод, нормы проектирования, напряженно-деформированное состояние, прочность, устойчивость.
Для цитирования: Шамилов Х.Ш., Аскаров Р.Г., Десяткин Д.П., Аскаров Р.М., Шайхинуров А.М. Анализ отечественных и зарубежных методик расчета напряженно-деформированного состояния магистральных трубопроводов // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. 2024. № 5-6. С. 5–10.
Статья поступила в редакцию 25.10.2024. Принята к публикации 15.11.2024.

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ СТАТЬЮ



УДК 622.692.4
https://doi.org/10.24412/0131-4270-2024-5-6-11-15
ЧАСТОТЫ ВИБРАЦИИ ГИДРОДИНАМИЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ В ТРОЙНИКЕ С БОКОВЫМ ОТВЕТВЛЕНИЕМ (С. 11-15)
Токарев А.П., Барбазюк Д.Ю., Колчин А.В., Локшина Е.А.
Уфимский государственный нефтяной технический университет, 450064, г. Уфа, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8684-2011, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ORCID: https://orcid.org/0009-0008-8588-8710, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6581-0045, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5444-5812, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
Работа посвящена определению численных значений критерия подобия нестационарных процессов (число Струхаля) в зависимости от характерных параметров потока при течении через тройник в боковое ответвление. Экспериментально подтверждено, что диапазон частот вибрации гидродинамического характера напрямую зависит от скорости потока рабочей среды. С уменьшением последнего диапазон также уменьшается. В тройниках при достаточной скорости потока жидкости возникает вихреобразование, которое является причиной вынужденных колебаний. Численные значения числа Струхаля, характеризующего гидродинамические явления в нестационарных режимах течения, полученные в зависимости от числа Рейнольдса, могут помочь при прогнозировании характерных частот колебаний сложных трубопроводных систем.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: вибрация, вихреобразование, гидродинамика, тройник, технологические трубопроводы, число Струхаля.
Для цитирования: Токарев А.П., Барбазюк Д.Ю., Колчин А.В., Локшина Е.А. Частоты вибрации гидродинамического происхождения в тройнике с боковым ответвлением // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. 2024. № 5-6. С. 11–15.
Статья поступила в редакцию 23.09.2024. Принята к публикации 25.10.2024.

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ СТАТЬЮ



УДК 681.5.08
https://doi.org/10.24412/0131-4270-2024-5-6-16-22
МЕТОДЫ И СРЕДСТВА СОПРОВОЖДЕНИЯ ВНУТРИТРУБНЫХ СНАРЯДОВ В ТРУБОПРОВОДАХ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ, ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ (С. 16-22)
Багаутдинов Р.В., Фролов Ю.А.
Уфимский государственный нефтяной технический университет, 450064, г. Уфа, Россия
ORCID: https://orcid.org/0009-0006-4993-7656, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3558-5873, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
В настоящее время в трубопроводном транспорте энергоресурсов актуальной проблемой является контроль местоположения внутритрубных снарядов при проведении процедур по очистке и диагностике трубопроводов. Большинство методов и средств сопровождения снарядов, применяющихся в трубопроводном транспорте, имеют низкие характеристики по точности определения местоположения, это приводит к увеличению времени поиска застрявших снарядов, что, в свою очередь, увеличивает издержки выполнения работ. В статье приведены результаты систематического обзора существующих и перспективных методов сопровождения внутритрубных снарядов, оцениваются их достоинства и недостатки, предлагается классификация данных методов. Полученные результаты работы могут быть использованы на практике для выбора оптимального метода сопровождения внутритрубных снарядов, а также для разработки новых эффективных способов, исключающих недостатки существующих методов.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: внутритрубный снаряд, средства контроля, инспекционный снаряд, очистной снаряд, внутритрубные устройства, внутритрубные объекты.
Для цитирования: Багаутдинов Р.В., Фролов Ю.А. Методы и средства сопровождения внутритрубных снарядов в трубопроводах, их классификация, достоинства и недостатки // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. 2024. № 5-6. С. 16–22.
Статья поступила в редакцию 28.09.2024. Принята к публикации 15.11.2024.

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ СТАТЬЮ



УДК 622.692.4
https://doi.org/10.24412/0131-4270-2024-5-6-23-25
ПРОБЛЕМЫ ТРАНСПОРТА НЕСТАБИЛЬНОГО ГАЗОВОГО КОНДЕНСАТА В МНОГОЛЕТНЕМЕРЗЛЫХ ГРУНТАХ  (С. 23-25)
Байкова М.И., Пономарев Т.Д., Полетаева О.Ю., Колчин А.В.
Уфимский государственный нефтяной технический университет, 450064, г. Уфа, Россия
ORCID: https://orcid.org/0009-0000-9198-2369, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ORCID: https://orcid.org/0009-0009-2863-3268, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9602-0051, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6581-0045, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
При перекачке газовых конденсатов необходимо обеспечивать однофазный поток. Сложностью является нестабильность работы конденсатопровода, так как меняются производительность и термодинамические параметры перекачки. В работе рассмотрены проблемы перекачки нестабильного конденсата по низкотемпературному трубопроводу. Представлены возможные температура и давление перекачки. Рассчитана фазовая диаграмма по составу нестабильного конденсата. По результатам анализа эксплуатационных показателей, температурного состояния грунта, фазового состояния конденсата предложено повышение температуры перекачки для снижения теплообмена низкотемпературного трубопровода с растепленным и обводненным грунтом для предотвращения вторичного морозного пучения.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: нестабильный конденсат, низкотемпературный трубопровод, фазовое состояние, многолетнемерзлый грунт.
Для цитирования: Байкова М.И., Пономарев Т.Д., Полетаева О.Ю., Колчин А.В. Проблемы транспорта нестабильного газового конденсата в многолетнемерзлых грунтах // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. 2024. № 5-6. С. 23–25.
Статья поступила в редакцию 18.09.2024. Принята к публикации 15.10.2024.

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ СТАТЬЮ



УДК622.692.4.053
https://doi.org/10.24412/0131-4270-2024-5-6-26-31
ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ МАШИННОГО ОБУЧЕНИЯ В ГИДРОДИНАМИЧЕСКОМ МОДЕЛИРОВАНИИ МАГИСТРАЛЬНЫХ НЕФТЕПРОВОДОВ  (С. 26-31)
Миннахметов Ф.Ф.1, Байбекова Л.Р.1,2, 3, Шарифуллин А.В.1, Юрченко Я.А.1, Харитонов Е.В.1,2, Гафуров Н.Р.2, Валеев Э.Р.2
1Казанский национальный исследовательский технологический университет, 420015, г. Казань, Россия
ORCID: https://orcid.org/0009-0007-3966-1884, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8862-4368, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 
ORCID: https://orcid.org/0009-0004-5536-7253, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ORCID: https://orcid.org/0009-0008-0019-7110, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ORCID: https://orcid.org/0009-0003-4381-0679, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
2Альметьевский государственный технологический университет «Высшая школа нефти», 423462, г. Альметьевск, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8862-4368, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ORCID: https://orcid.org/0009-0003-4381-0679, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 
ORCID: https://orcid.org/0009-0003-4381-0679, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ORCID: https://orcid.org/0009-0009-0169-9865, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
3Институт геологии и нефтегазовых технологий Казанского федерального университета, 420008, г. Казань, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8862-4368, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются перспективы применения методов машинного обучения в гидродинамическом моделировании магистральных нефтепроводов, направленные на оптимизацию их эксплуатации с учетом экономических показателей и устойчивого развития. Акцентируется внимание на возросшем интересе к алгоритмам машинного обучения в нефтетранспортной отрасли, поскольку они способны адаптироваться к сложным и изменяющимся эксплуатационным условиям. Приводятся примеры успешного использования машинного обучения для прогнозирования гидродинамических характеристик нефтепроводов, оптимизации потоков и управления процессами транспортировки сырья. Анализируются как экономические преимущества внедрения этих методов, так и их влияние на экологическую устойчивость инфраструктуры. Исследование подчеркивает значимость интеграции машинного обучения в процессы транспортировки нефти для повышения операционной эффективности, снижения затрат и минимизации негативного воздействия на окружающую среду.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: машинное обучение, гидродинамическое моделирование, искусственный интеллект, оптимизация потока, нейронные сети.
Для цитирования: Миннахметов Ф.Ф., Байбекова Л.Р., Шарифуллин А.В., Юрченко Я.А., Харитонов Е.В., Гафуров Н.Р., Валеев Э.Р. Перспективы применения методов машинного обучения в гидродинамическом моделировании магистральных нефтепроводов // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. 2024. № 5-6. С. 26–31.
Статья поступила в редакцию 15.09.2024. Принята к публикации 25.10.2024.

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ СТАТЬЮ


 
УДК 004.9:622.692.4
https://doi.org/10.24412/0131-4270-2024-5-6-32-34
ЦИФРОВОЙ ДВОЙНИК ЛАБОРАТОРНОГО СТЕНДА ДЛЯ АНАЛИЗА И ОПТИМИЗАЦИИ МАГИСТРАЛЬНЫХ И ПРОМЫСЛОВЫХ ТРУБОПРОВОДОВ (С. 32-34)
Юрченко Я.А.1, Харитонов Е.В.2, Байбекова Л.Р.1,2
1Казанский национальный исследовательский технологический университет, 420015, г. Казань, Россия
ORCID: https://orcid.org/0009-0008-0019-7110, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8862-4368, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
2Альметьевский государственный технологический университет «Высшая школа нефти», 423462, г. Альметьевск, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3984-5647, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8862-4368, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
Цель данного исследования состоит в разработке и использовании цифровых двойников для анализа и оптимизации испытаний реагентов на лабораторных стендах, применяемых в трубопроводном транспорте. Ключевыми задачами являются повышение надежности и эффективности трубопроводных систем, а также сокращение затрат на техническое обслуживание и ремонт. Актуальность исследования обусловлена возрастающими требованиями к безопасности и надежности трубопроводных систем, а также необходимостью внедрения инновационных технологий для оптимизации рабочих процессов. В ходе исследования была разработана модель цифрового двойника лабораторного стенда, позволяющая проводить углубленные анализы. Это дало возможность выявлять потенциальные проблемы и вносить соответствующие изменения еще до ввода в эксплуатацию.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: цифровой двойник, лабораторный стенд, трубопроводный транспорт, эффективность, минимизация затрат.
Для цитирования: Юрченко Я.А., Харитонов Е.В., Байбекова Л.Р. Цифровой двойник лабораторного стенда для анализа и оптимизации магистральных и промысловых трубопроводов // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. 2024. № 5-6. С. 32–34.
Благодарность: Работа выполнена в рамках гранта Студенческий стартап (III очередь) от Фонда содействия инновациям #439ГССС15-L/78536 от 08 сентября 2022 года.
Статья поступила в редакцию 05.09.2024. Принята к публикации 15.10.2024.

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ СТАТЬЮ



УДК624.643.8+532.595.2
https://doi.org/10.24412/0131-4270-2024-5-6-35-42
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ОЦЕНКА МИНИМАЛЬНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ ДАТЧИКОВ ДАВЛЕНИЯ И ОБЪЕМА РАСХОДА ОБНАРУЖИВАЕМЫХ УТЕЧЕК  (С. 35-42)
Симонов М.Ю.1, Шестаков Р.А.2
1Российский государственный университет нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина, 119991, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0009-0001-2092-4812, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
2Калининградский государственный технический университет, 236022, Калининград, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4437-0612, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
В статье описывается процесс экспериментальной оценки чувствительности датчиков давления от различных производителей с различным сроком эксплуатации на основе поверки их показаний на гидравлическом стенде. Основу метода поверки составляет оценка показаний датчиков давления в момент резкого их нагружения или снятия нагрузки. Минимально возможное возмущение, на которое отрабатывает датчик давления признается его чувствительностью. В зависимости от определенной усредненной чувствительности датчиков определяется минимально возможный обнаруживаемый расход утечки для каждого из диаметров, нормируемых для магистральных нефтепроводов. Помимо этого в статье приводятся оптимальные настройки для фильтрации данных при работе с математической моделью, основанной на обнаружении утечек на магистральных нефте- и нефтепродуктопроводах с помощью метода отрицательных волн давления и сканирующих волн давления.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: чувствительность датчиков давления, волны давления, магистральный нефтепровод, утечка, криминальная врезка, математическая модель.
Для цитирования: Симонов М.Ю., Шестаков Р.А. Экспериментальная оценка минимальной чувствительности датчиков давления и объема расхода обнаруживаемых утечек // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. 2024. № 5-6. С. 35–42.
Статья поступила в редакцию 25.09.2024. Принята к публикации 15.11.2024.

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ СТАТЬЮ



УДК622.692.4
https://doi.org/10.24412/0131-4270-2024-5-6-43-46
АНАЛИЗ МЕТОДОВ БОРЬБЫ С АСФАЛЬТОСМОЛОПАРАФИНОВЫМИ ОТЛОЖЕНИЯМИ В ТРУБОПРОВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ И НЕФТЕДОБЫЧЕ (С. 43-46)
Биарсланов А.Р., Валеев А.Р.
Уфимский государственный нефтяной технический университет, 450064, г. Уфа, Россия
ORCID: https://orcid.org/0009-0000-1380-4727, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7197-605X, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассмотрены основные свойства и особенности формирования асфальтосмолопарафиновых отложений в трубопроводах и оборудовании нефтедобычи, а также методы удаления и предупреждения образования АСПО. На сегодняшний день наиболее активно используются несколько известных и часто применяемых методов борьбы с отложениями, но разнообразие характеристик разработки и различие свойств добываемой жидкости обязывают подбор индивидуальных подходов или разработки новых средств. В результате чего эти составы эффективны на отдельных месторождениях и только на отдельных технологических участках. В статье с целью раскрытия данных вопросов приводятся результаты анализа, систематизации и классификации известных методов и средств, направленных на борьбу с асфальтосмолопарафиновыми отложениями в трубопроводном транспорте и нефтедобычи.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: асфальтосмолопарафиновые отложения, нефть, смолы, асфальтены, парафины.
Для цитирования: Биарсланов А.Р., Валеев А.Р. Анализ методов борьбы с асфальтосмолопарафиновыми отложениями в трубопроводном транспорте и нефтедобыче // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. 2024. № 5-6. С. 43–46.
Статья поступила в редакцию 05.11.2024. Принята к публикации 10.12.2024.

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ СТАТЬЮ



СООРУЖЕНИЕ И РЕМОНТ ГАЗОНЕФТЕПРОВОДОВ И ГАЗОНЕФТЕХРАНИЛИЩ

УДК 621.6.05
https://doi.org/10.24412/0131-4270-2024-5-6-47-52
РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИИ СООРУЖЕНИЯ ПОДВОДНЫХ ПЕРЕХОДОВ МЕТОДОМ НАКЛОННО-НАПРАВЛЕННОГО БУРЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ГЕОФИЗИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ (С. 47-52)
Нефедов Р.А., Абдуллин Н.В.
Уфимский государственный нефтяной технический университет, 450064, г. Уфа, Россия
ORCID: https://orcid.org/0009-0009-1198-8716, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1721-3622, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
Рассмотрены вопросы совершенствования технологии сооружения подводных переходов методом наклонно-направленного бурения с применением геофизических исследований в процессе бурения. Предложен способ бурения, позволяющий получать данные о грунтовой ситуации в скважине, применяемые для корректировки режима и направления бурения в режиме реального времени, построения геомеханической модели подводного перехода, прогнозирования возможных осложнений в процессе бурения и протаскивания трубопровода.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: наклонно-направленное бурение, подводные переходы, геофизические исследования, трубопровод.
Для цитирования: Нефедов Р.А., Абдуллин Н.В. Развитие технологии сооружения подводных переходов методом наклонно-направленного бурения с применением геофизических исследований // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. 2024. № 5-6. С. 47–52.
Статья поступила в редакцию 08.10.2024. Принята к публикации 07.12.2024.

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ СТАТЬЮ



УДК 622.692
https://doi.org/10.24412/0131-4270-2024-5-6-53-57
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОЛЩИНЫ МАТЕРИАЛОВ МЯГКОЙ ОБОЛОЧКИ ДЛЯ СОКРАЩЕНИЯ ПОТЕРЬ ОТ ИСПАРЕНИЙ В НЕФТЯНЫХ РЕЗЕРВУАРАХ  (С. 53-57)
Габдинуров Р.Р., Гареев М.М.
Уфимский государственный нефтяной технический университет, 450064, г. Уфа, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0115-8681, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7478-3739, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
В статье предлагается и обосновывается метод расчета толщины мягкой оболочки для исключения потерь от испарений при эксплуатации вертикальных резервуаров. Максимальная толщина определена из условия предотвращения образования недопустимых деформаций в процессе эксплуатации оболочки. Минимальная толщина определена из условия прочности на растяжения оболочки от собственного веса в процессе монтажа. Приведен пример расчета для некоторых типов материалов.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: потери от испарений, резервуар, мягкая оболочка.
Для цитирования: Габдинуров Р.Р., Гареев М.М. Определение толщины материалов мягкой оболочки для сокращения потерь от испарений в нефтяных резервуарах // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. 2024. № 5-6. С. 53–57.
Статья поступила в редакцию 08.09.2024. Принята к публикации 17.11.2024.

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ СТАТЬЮ



УДК 622.692.4
https://doi.org/10.24412/0131-4270-2024-5-6-58-63
КОНЦЕПЦИЯ УДАЛЕНИЯ ГАЗОВОЗДУШНЫХ СКОПЛЕНИЙ ИЗ ТРУБОПРОВОДОВ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ С ПОМОЩЬЮ СПЕЦИАЛЬНОЙ «ВЫНОСНОЙ» ПАРТИИ (С. 58-63)
Махмудова И.Ф., Ташбулатов Р.Р., Кантемиров И.Ф.
Уфимский государственный нефтяной технический университет, 450064, г. Уфа, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4752-6670, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5406-2352, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2205-7433, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
В статье представлен обзор причин и условий образования газовоздушных скоплений в трубопроводах, рассмотрено их негативное воздействие на показатели эксплуатации нефте- и нефтепродуктопроводов на примере увеличения коэффициента гидравлического сопротивления участка трубопровода, содержащего газовую фазу. Показаны способы и условия их выноса. Предложена новая концепция удаления газовоздушных скоплений из трубопроводов нефти и нефтепродуктов с помощью перекачки по трубопроводу специальной «выносной» партии нефти или нефтепродукта, содержащей в себе необходимые для выноса концентрации специальных химических реагентов. Применение предложенного способа удаления газовоздушного скопления может быть использовано в случаях неполной загрузки трубопровода при малых скоростях потока в период между очистками трубопровода или для участков, не имеющих возможности пропуска очистных устройств.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: газовоздушные скопления, магистральные трубопроводы, противотурбулентные присадки, поверхностно-активные вещества, стабилизаторы пены, двухфазные течения.
Для цитирования: Махмудова И.Ф., Ташбулатов Р.Р., Кантемиров И.Ф. Концепция удаления газовоздушных скоплений из трубопроводов нефти и нефтепродуктов с помощью специальной «выносной» партии // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. 2024. № 5-6. С. 58–63.
Благодарность: Работа выполнена в рамках реализации программы деятельности научно-образовательного центра мирового уровня «Евразийский научно-образовательный центр мирового уровня» Республики Башкортостан (соглашение от 21.11.2023 № МЛН-НОЦ-7).
Статья поступила в редакцию 18.09.2024. Принята к публикации 27.11.2024.

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ СТАТЬЮ



УДК 621.643
https://doi.org/10.24412/0131-4270-2024-5-6-64-67
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ УСИЛИЯ НА ОПОРНЫХ КОЛЕСАХ МОБИЛЬНОГО УСТРОЙСТВА ДЛЯ ОЧИСТКИ ГАЗОНЕФТЕПРОВОДОВ ОТ ИЗОЛЯЦИИ (С. 64-67)
Гашенко А.А., Лещенко А.А.
Самарский государственный технический университет, 443100, г. Самара, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5284-5852, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ORCID: https://orcid.org/0009-0000-0437-5430, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
В статье представлена конструкция мобильного устройства для очистки газонефтепровода от изоляции. Рассмотрены модели взаимодействия опорных колес устройства с поверхностью трубопровода. Выведена аналитическая формула по определению усилия на опорных колесах устройства для ремонта газонефтепроводов.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: устройство, изоляция, очистка, трубопровод, ремонт, колесо.
Для цитирования: Гашенко А.А., Лещенко А.А. Теоретическое определение усилия на опорных колесах мобильного устройства для очистки газонефтепроводов от изоляции // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. 2024. № 5-6. С. 64–67.
Статья поступила в редакцию 18.10.2024. Принята к публикации 28.11.2024.

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ СТАТЬЮ



УДК 621.22
https://doi.org/10.24412/0131-4270-2024-5-6-68-73
ОБЛАСТЬ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕЖИМОВ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩЕГО АГРЕГАТА КОМПРЕССОРНОЙ СТАНЦИИ (С. 68-73)
Гайфулина Я.М.1, Годовский Д.А.1, Иванов Э.С.2, Годовская С.Д.1
1Уфимский государственный нефтяной технический университет, 450064, г. Уфа, Россия
ORCID: https://orcid.org/0009-0009-2842-6998, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2554-5069, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ORCID: https://orcid.org/0009-0006-4141-2644, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
2ООО «Газпром трансгаз Уфа», 450054, г. Уфа, Россия
ORCID: https://orcid.org/0009-0003-3273-6725, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
В работе выполнены расчеты фактического режима работы газоперекачивающего агрегата с применением трех различных методик, используемых в отрасли, показавшие отклонение режима от оптимального. Для повышения эффективности эксплуатации агрегата с применением программно-вычислительного комплекса «Астра-газ» и дроссельной характеристики двигателя выполнен подбор оптимального режима работы привода и определена зона оптимальных режимов двигателя АЛ-31СТН для ГПА-16Р «Уфа».
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: режим работы, газоперекачивающий агрегат (ГПА), оптимизация, компрессорное оборудование, оптимальный режим, двигатель АЛ-31СТН.
Для цитирования: Гайфулина Я.М., Годовский Д.А., Иванов Э.С., Годовская С.Д. Область оптимальных режимов работы двигателя газоперекачивающего агрегата компрессорной станции // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. 2024. № 5-6. С. 68–73.
Статья поступила в редакцию 18.09.2024. Принята к публикации 21.11.2024.

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ СТАТЬЮ



УДК 620.193, 669.15, 622.692.4
https://doi.org/10.24412/0131-4270-2024-5-6-74-80
СТАЛИ ДЛЯ ПОДВОДНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ: КОРРОЗИОННАЯ СТОЙКОСТЬ И ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ (С. 74-80)
Комарица В.Н.
ООО «НИИ Транснефть», 117186, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6707-7235, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются современные проблемы выбора материалов для подводных трубопроводов в условиях современных технологических и экологических вызовов. Особое внимание уделено анализу коррозионной стойкости и механических свойств сталей, используемых при строительстве подводных трубопроводов. В работе проведена классификация различных видов сталей по их эксплуатационным характеристикам, рассмотрены основные виды коррозии, возникающие в агрессивной морской среде, предложены методы защиты, в том числе катодная защита и применение антикоррозионных покрытий. На основе проведенного анализа разработаны научно обоснованные рекомендации по выбору наиболее подходящих материалов для обеспечения надежности и долговечности подводных трубопроводов в сложных условиях эксплуатации.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: подводные трубопроводы, коррозионная стойкость, углеродистая сталь, нержавеющая сталь, катодная защита, антикоррозионные покрытия, эксплуатационные условия, механические свойства, долговечность, энергетическая безопасность.
Для цитирования: Комарица В.Н. Стали для подводных трубопроводов: коррозионная стойкость и эксплуатационные характеристики // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. 2024. № 5-6. С. 74–80.
Статья поступила в редакцию 28.09.2024. Принята к публикации 11.11.2024.

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ СТАТЬЮ



УДК 620.197:622.69
https://doi.org/10.24412/0131-4270-2024-5-6-81-86
ИЗУЧЕНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ИЗОЛЯЦИОННОГО МАТЕРИАЛА АСМОЛ ДЛЯ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ В АСПЕКТЕ ЭФФЕКТА САМОВОССТАНОВЛЕНИЯ ДЕФЕКТОВ ЗАЩИТНОГО ПОКРЫТИЯ (С. 81-86)
Бахтизин Р.Н.1, Гладких М.А.1, Каримов Р.М.1, Гладких И.Ф.2, Десяткин Д.П.1
1Уфимский государственный нефтяной технический университет, 450064, г. Уфа, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8581-2953, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ORCID: https://orcid.org/0009-0001-3639-3585, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2459-4555, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6032-5291, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
2ООО «НПО «Юнисол», 450081, г. Уфа, Россия
ORCID: https://orcid.org/0009-0003-4968-8846, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
В статье описывается развитие области изоляционных материалов для антикоррозионной защиты трубопроводов. Рассматриваются методики по изучению эксплуатационных характеристик защитных покрытий в том числе на основе инновационного изоляционного материала асфальтосмолистого олигомера асмола. Приведены доказательства его химической связи с поверхностью металла за счет наличия функциональных групп в составе асмола, подтвержденные гравиметрическими исследованиями. Приводятся данные об эффекте самовосстановления изоляционного покрытия на основе асмола, с расчетом величины, характеризующей данный эффект.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: антикоррозионные покрытия, изоляция, асмол, химическая адгезия, эффект самовосстановления.
Для цитирования: Бахтизин Р.Н., Гладких М.А., Каримов Р.М., Гладких И.Ф., Десяткин Д.П. Изучение эксплуатационных характеристик изоляционного материала асмол для магистральных трубопроводов в аспекте эффекта самовосстановления дефектов защитного покрытия // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. 2024. № 5-6. С. 81–86.
Статья поступила в редакцию 12.09.2024. Принята к публикации 21.10.2024.

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ СТАТЬЮ



ГЕОЭКОЛОГИЯ

УДК 551.21+550.34
https://doi.org/10.24412/0131-4270-2024-5-6-87-106
КАТАСТРОФИЧЕСКОЕ ИЗВЕРЖЕНИЕ ВУЛКАНА ШИВЕЛУЧ 12 НОЯБРЯ 1964 ГОДА: СЕЙСМОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДВЕСТНИКИ, ПРИРОДА ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЙ И МЕХАНИЗМ ОБВАЛА ЕГО ПОСТРОЙКИ (С. 87-106)
Иванов В.В.
Институт вулканологии и сейсмологии Дальневосточного отделения Российской академии наук, 683006, г. Петропавловск-Камчатский, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8679-5881, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
Гигантское обвально-взрывное извержением самого северного андезитового вулкана Камчатки, Шивелуча, 12 ноября 1964 года было связано с условиями растяжения в верхней мантии и земной коре Камчатки, благоприятными для подъема крупных порций магмы к поверхности земли. Перед извержением отмечен крупный рой вулканотектонических землетрясений: около 500 событий с M = 2–5; ((Mw)max = 5,0–5,2) с длинами разрывов до 500 м. Около 10 наиболее сильных событий ощущались в пос. Ключи на расстоянии 45 км силой 3-4 балла. В течение последних 5,5 ч сейсмическая мощность достигала беспрецедентных 200 МВт, что сравнимо с мощностью всех электростанций г. Петропавловска. Это отмечено впервые за время инструментальных наблюдений на вулканах Камчатки. Свежая магма поднималась в центральном питающем канале вулкана, заполненном непроницаемой вязкой лавовой пробкой; его вершина представляла собой огромный массив более старых лавовых куполов с крутыми склонами (закрытая система). Вот почему перед извержением не отмечено визуальных усилений активности. Вулканические землетрясения были порождены региональным полем тектонических напряжений и инициированы увеличением порового давления флюидов при взаимодействии андезитовой магмы с водоносным горизонтом. За три дня до начала извержения горячая магма вошла в обводненное, высокопроницаемое для флюидов основание массива лавовых куполов, заполненное материалом обвала предыдущего крупного извержения 1854 года. Произошло резкое увеличение порового давления в среде, сейсмический процесс приобрел лавинообразный, катастрофический характер. Крупные вулканические землетрясения нарушили сплошность основания указанного массива и способствовали его обвалу под действием сил гравитации. Снижение литостатической нагрузки привело к ускоренному продвижению магмы к дну образовавшегося большого кратера и к началу извержения. Извержение было предвидено за шесть месяцев до его начала (П.И. Токарев), но краткосрочный прогноз сделать было сложно в силу необычайной кратковременности основной фазы роя землетрясений (99% их энергии выделилось в течение 11/4 сут. до обвала и извержения). После извержения произошла полная разгрузка, землетрясения прекратились и вулкан оставался в покое 16 лет, вплоть до 1980 года.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: андезитовый вулкан, магматические интрузии, обвально-взрывное извержение, механизм очага вулканического землетрясения, поровое давление флюидов, сейсмологические предвестники обвала постройки вулкана.
Для цитирования: Иванов В.В. Катастрофическое извержение вулкана Шивелуч 12 ноября 1964 года: сейсмологические предвестники, природа землетрясений и механизм обвала его постройки // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. 2024. № 5-6. С. 87–106.
Благодарность: автор выражает благодарность Ю.В. Демянчуку, А.Б. Белоусову, В.Н. Двигало и Н.И. Селиверстову за полезные обсуждения проблемы и предоставленные фотографии.
Статья поступила в редакцию 12.10.2024. Принята к публикации 29.11.2024.

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ СТАТЬЮ

 

 

Фотогалерея

КОНТАКТЫ


Индекс: 119313
Москва, улица Гарибальди, д. 4Г
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Телефон редакции:
+7 (916) 593-05-29