Журнал "Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья" 3-4 · 2022
СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА
ПРОЕКТИРОВАНИЕ, СООРУЖЕНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ГАЗОНЕФТЕПРОВОДОВ И ГАЗОНЕФТЕХРАНИЛИЩ
УДК 622.692.26
https://doi.org/10.24412/0131-4270-2022-3-4-5-10
ОПЫТНО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ИСПЫТАНИЯ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫВКИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ТРУБОПРОВОДОВ НЕФТЕПЕРЕКАЧИВАЮЩЕЙ СТАНЦИИ (С. 5-10)
Каримов Р.М., Ганиева И.И, Соколова В.В., Мастобаев Б.Н.
Уфимский государственный нефтяной технический университет, 450062, г. Уфа, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2459-4555, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8712-8207, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6333-0897, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5379-9520, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
Приведен анализ практического опыта применения отечественной марки углеводородного растворителя парафиноотложений, успешно зарекомендовавшего себя в нефтепромысловых сетях, для очистки технологических трубопроводов нефтеперекачивающей станции в рамках задачи перевода магистрального нефтепровода на перекачку дизельного топлива. Рассмотрена технология промывки технологических трубопроводов, методология подбора растворителя, критерии оценки степени его использования и качества очистки. Отмечены недостатки используемой технологии и сформулированы рекомендации по ее совершенствованию. На основании имеющегося опыта предложены возможные способы повышения эффективности и безопасности технологических процессов за счет исключения ряда необоснованных затрат, вызывающих дополнительные издержки и применения научно-обоснованного подхода в решении вопроса.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: технологический трубопровод, технология химической промывки, опытно-промышленные испытания, асфальтосмолопарафиновые отложения, нефтеперекачивающая станция, углеводородный растворитель, химические реагенты, качество очистки.
Для цитирования: Каримов Р.М., Ганиева И.И, Соколова В.В., Мастобаев Б.Н. Опытно-промышленные испытания химической промывки технологических трубопроводов нефтеперекачивающей станции // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. 2022. № 3-4. С. 5-10.
УДК 004.94
https://doi.org/10.24412/0131-4270-2022-3-4-11-15
ОБЗОР ПРИМЕНЕНИЯ НЕЙРОСЕТЕЙ В ОБЛАСТИ ДОБЫЧИ И ТРАНСПОРТА НЕФТИ И ГАЗА (С. 11-15)
Хасанов И.И., Хасанова З.Р., Шакиров Р.А., Недельченко О.И.
Уфимский государственный нефтяной технический университет, 450062, г. Уфа, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3422-1237, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7017-081X, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7624-6021, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
Одной из проблем в области транспорта нефти является коррозия трубопроводов, которая приводит к авариям как на магистральных, так и на межпромысловых нефтепроводах. Рассмотрены современные способы диагностики аварийных участков магистральных и межпромысловых нефтепроводов и газопроводов. Отмечено увеличение числа ежегодных аварий на трубопроводах малого диаметра. Предложено использовать искусственные нейросети для предсказания аварийного состояния трубопроводов.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: нефтепровод, газопровод, коррозия, добыча, транспорт, диагностика, нейросети.
Для цитирования: Хасанов И.И., Хасанова З.Р., Шакиров Р.А., Недельченко О.И. Обзор применения нейросетей в области добычи и транспорта нефти и газа // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. 2022. № 3-4. С. 11-15.
УДК 622.692.4
https://doi.org/10.24412/0131-4270-2022-3-4-16-20
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ НЕФТЕПРОВОДА, ОБОРУДОВАННОГО СИСТЕМОЙ ПОДОГРЕВА, ПРИ ТРАНСПОРТИРОВКЕ ВЫСОКОВЯЗКИХ НЕФТЕЙ (С. 16-20)
Николаев А.К.1, Плотникова К.И.1, Бадашина Н.А.2, Фидусь А.И.1
1Санкт-Петербургский горный университет, 199106, Санкт-Петербург, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5699-9245, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7574-7473, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
2ООО «Газпром СПГ Портовая»
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3709-2012, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
В данной работе произведен анализ существующих систем электрического обогрева трубопроводов, а также представлено обоснование аналитических зависимостей для гидравлического расчета транспорта высоковязких нефтей.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: высоковязкая нефть, путевой подогрев, время застывания, эффективность транспортировки, гидравлический расчет, трубопровод циклического действия, горячая перекачка, напор.
Для цитирования: Николаев А.К., Плотникова К.И., Бадашина Н.А., Фидусь А.И. Оценка эффективности работы нефтепровода, оборудованного системой подогрева, при транспортировке высоковязких нефтей // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. 2022. № 3-4. С. 16–20.
УДК 62-519; 53.096
https://doi.org/10.24412/0131-4270-2022-3-4-21-25
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ТЕПЛОВЫХ РЕЖИМОВ РАБОТЫ МАГИСТРАЛЬНЫХ НЕФТЕПРОВОДОВ В УСЛОВИЯХ ЗАПОЛЯРЬЯ (С. 21-25)
Бабичева Е.Б.1, Земенков Ю.Д.1, Бабичев Д.А.2, Щербанюк С.С.2
1 Тюменский индустриальный университет, 625000, Тюмень, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4476-2210, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8784-4163, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
2 Уренгойское управление магистральных нефтепроводов, АО «Транснефть-Сибирь», 629303, г. Новый Уренгой, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5837-9856, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрены вопросы оперативного регулирования и долгосрочного планирования тепловых режимов работы магистрального нефтепровода комбинированного способа прокладки, осуществляющего «горячую» перекачку нефти в условиях Заполярья. Целью работы является оптимизация температурного воздействия на перекачиваемый продукт в процессе транспортировки. В работе освещены основные этапы и результаты математического моделирования изменения температуры транспортируемой среды по длине нефтепровода, полученные в процессе моделирования аналитические зависимости. Рассмотрены вопросы практического применения результатов теоретических исследований в условиях реальных производств.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: температурный режим, «горячая» перекачка, теплоотдача, магистральный нефтепровод, оперативное управление.
Для цитирования: Бабичева Е.Б., Земенков Ю.Д., Бабичев Д.А., Щербанюк С.С. Прогнозирование и регулирование тепловых режимов работы магистральных нефтепроводов в условиях Заполярья // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. 2022. № 3–4. С. 21–25.
УДК 547.022.1
https://doi.org/10.24412/0131-4270-2022-3-4-26-31
ВЛИЯНИЕ СОСТАВА АСФАЛЬТОСМОЛОПАРАФИНОВЫХ ОТЛОЖЕНИЙ НА ПРОЦЕСС ПАРАФИНИЗАЦИИ МАГИСТРАЛЬНЫХ НЕФТЕПРОВОДОВ (С. 26-31)
Хасанов И.И., Каширина Д.А.
Уфимский государственный нефтяной технический университет, 450062, г. Уфа, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3422-1237, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
Объектом исследования является проблема образования и выпадения асфальтосмолопарафиновых отложений (АСПО) в магистральном транспорте нефти. Авторами рассмотрено влияние высокомолекулярных компонентов нефти на ее склонность к образованию АСПО. Изучены основные факторы, от которых зависит интенсивность процесса парафинизации. Установлено, что приоритетным направлением по дальнейшему изучению проблемы парафинизации нефтепроводов является рассмотрение механики осаждения парафина на стенки трубы и разработка методов предотвращения сцепления частиц АСПО с поверхностью.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: АСПО, магистральный нефтепровод, парафинизация, кристаллизация парафинов.
Для цитирования: Хасанов И.И., Каширина Д.А. Влияние состава асфальтосмолопарафиновых отложений на процесс парафинизации магистральных нефтепроводов // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. 2022. № 3-4. С. 26–31.
УДК 622.691.48
https://doi.org/10.24412/0131-4270-2022-3-4-32-36
ВОЛНОВОЙ АНАЛИЗ ОТБОРОВ ЖИДКОСТИ И ГАЗА НА ЛАБОРАТОРНОЙ ТРУБЕ (С. 32-36)
Альперович И.В.
ООО «Вэйвконтроль», 119454, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6380-2727, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
Решение об утечке в трубопроводе жидкости или газа принимается, в частности, по анализу волн падения давления на последовательности линейных датчиков. Для принятия такого решения существенна информация о направлении движения волн, которые привели к рассматриваемым событиям. В статье предлагаются два метода расчета направления волн падения или повышения давления: метод следов волн и метод разностей давления с задержкой во времени. Показаны примеры успешного применения этих методов на лабораторной трубе, перекачивающей воду или воздух.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: система обнаружения утечек, волна падения давления, волновые события, направление волны, след волны, DD-функции.
Для цитирования: Альперович И.В. Волновой анализ отборов жидкости и газа на лабораторной трубе // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. 2022. № 3-4. С. 32–36.
СООРУЖЕНИЕ И РЕМОНТ ГАЗОНЕФТЕПРОВОДОВ И ГАЗОНЕФТЕХРАНИЛИЩ
УДК 622.692.4.07
https://doi.org/10.24412/0131-4270-2022-3-4-37-43
РЕМОНТ ДЕФЕКТОВ СТЕКЛОПЛАСТИКОВЫХ ТРУБ С НЕНАРУШЕННОЙ ГЕРМЕТИЧНОСТЬЮ (С. 37-43)
Кантемиров И.Ф.1, Байбурова М.М.2, Исмагилов И.Р.1, Гимранов А.М.2
1 Уфимский государственный нефтяной технический университет, 450062, г. Уфа, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2205-7433, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8960-0819, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
2 Альметьевский государственный нефтяной институт, 423425, г. Альметьевск, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9462-3329, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2396-879X, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрены различные методы ремонта стеклопластиковых труб и предложен наиболее оптимальный метод ремонта без остановки перекачки на примере трубопровода, перекачивающего деминерализованную воду для подготовки пара, на котором в результате механического повреждения возник дефект без разгерметизации. В ходе поиска альтернативных методов ремонта стеклопластиковой трубы в первую очередь решались следующие задачи: надежность и качество ремонта, минимизация затрат. Были подготовлены образцы из данного дефектного участка трубопровода, наклеены ремонтные заплатки и проведены экспериментальные исследования на статическое растяжение. Выполнено технико-экономическое сравнение выбора метода ремонта.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: стеклопластиковые трубы, промысловые трубопроводы, методы ремонта трубопроводов, несущая способность, дефект, прочность на растяжение, образец.
Для цитирования: Кантемиров И.Ф., Байбурова М.М., Исмагилов И.Р., Гимранов А.М. Ремонт дефектов стеклопластиковых труб с ненарушенной герметичностью // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. 2022. № 3-4. С. 37–43.
ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ СЕВЕРНЫМ МОРСКИМ ПУТЕМ
УДК 339.165.4
https://doi.org/10.24412/0131-4270-2022-3-4-44-50
ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ ПАРООБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПЕРЕГРУЗКЕ СЖИЖЕННОГО ПРИРОДНОГО ГАЗА МЕТОДОМ СУДНО-СУДНО (С. 44-50)
Лазарев Д.М.
Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского, 690003, г. Владивосток, Россия
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
Рассмотрены факторы парообразования при перегрузке сжиженного природного газа методом судно-судно. Исследовано влияние параметров на парообразование, которые оказывают значение на скорость перегрузки, а также потери отпарного пара, вызванные необходимостью контроля давления в судовых танках. Представлен имеющийся опыт по данному направлению и проанализирована наработанная практика перегрузок СПГ методом судно-судно на территории России и Норвегии.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: сжиженный природный газ, перегрузка природного газа, отпарной газ, образование пара, метод судно–судно, давление газа.
Для цитирования: Лазарев Д.М. Исследование факторов парообразования при перегрузке сжиженного природного газа методом судно-судно // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. 2022. № 3-4. С. 44–50.
ТЕХНОЛОГИИ БУРЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ СКВАЖИН
УДК 622.24
https://doi.org/10.24412/0131-4270-2022-3-4-51-55
ОПТИМИЗАЦИЯ РЕОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ТАМПОНАЖНОГО МАТЕРИАЛА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФУНКЦИИ ЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ (С. 51-55)
Логинова М.Е., Агзамов Ф.А., Исмаков Р.А., Аль-сухили М.Х., Бабкина А.А.
Уфимский государственный нефтяной технический университет, 450062, г. Уфа, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7077-8705, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5850-5261, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7544-922X, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7355-5504, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
Решение о выборе тампонажного материала зависит от многих показателей. В работе на примерах рассмотрено установление оптимальности качества составов цементного камня, которая сводится к выбору такой их рецептуры по реологическим свойствам, у которых обобщенная желательность была наибольшая в сравнении с остальными. Этот метод позволяет выбирать лучшую из исследованных рецептур. В работе применен статистический подход и построены соответствующие уравнения для определения основных факторов реологических свойств тампонажного материала и цементного камня.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: функция желательности, тампонажный материал, цементный камень, реологические свойства, показатели качества, частные показатели.
Для цитирования: Логинова М.Е., Агзамов Ф.А., Исмаков Р.А., Аль-сухили М.Х., Бабкина А.А. Оптимизация реологических свойств тампонажного материала с использованием функции желательности // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. 2022. № 3-4. С. 51–55.
Благодарность: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта по гранту № 19-29-07471 мк.
УДК 622.24.023
https://doi.org/10.24412/0131-4270-2022-3-4-56-60
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ВЫЧИСЛЕНИЙ КОНЦЕНТРАЦИЙ ПРИ АДСОРБЦИИ МЕТОДОМ ПОВЕРХНОСТНОГО НАТЯЖЕНИЯ (С. 56-60)
Логинова М.Е.1, Четвертнева И.А.1, Исмаков Р.А.1, Мовсумзаде Э.М.1,2, Чуйко Е.В.1
1 Уфимский государственный нефтяной технический университет, 450062, г. Уфа, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7077-8705, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6798-0205, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7544-922X, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7267-1351, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
2 Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), 117997, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7267-1351, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена исследованию поверхностно-активных веществ, применяемых при строительстве скважин, а также рассмотрены возможные ошибки измерений и погрешности вычислений при расчете адсорбционных характеристик данных реагентов на примере расчета данных характеристик модифицированного лигносульфонатного реагента, содержащего в своем составе соли железа и хрома – ФХЛС-М.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: поверхностное натяжение, ФХЛС-М, адсорбция, твердые фазы, погрешность, метод поверхностного натяжения.
Для цитирования: Логинова М.Е., Четвертнева И.А., Исмаков Р.А., Мовсумзаде Э.М., Чуйко Е.В. Об особенностях вычислений концентраций при адсорбции методом поверхностного натяжения // Транспорт и хранение
нефтепродуктов и углеводородного сырья. 2022. № 3-4. С. 56–60.
Благодарность: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта по гранту № 19-29-07471 мк.
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПРОМЫШЛЕННАЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
УДК 621.311.238
https://doi.org/10.24412/0131-4270-2022-3-4-61-66
МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГАЗОТУРБИННЫХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ (С. 61-66)
Енсепов Б.Д.1, Сагидолла Б.А.1, Китаев С.В.2
1 ТОО «ЭкоЭнергоГаз»
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8422-9624, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5371-5056, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
2 Уфимский государственный нефтяной технический университет, 450062, г. Уфа, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8605-0273, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрены основные технические и технологические решения, позволяющие повысить энергетическую эффективность электростанции с газотурбинным приводом. Приведены методы, заключающиеся в поддержании газодинамических параметров двигателей в летнее время на уровне холодного периода. Предложено техническое решение, заключающееся в охлаждении циклового воздуха перед компрессором за счет орошения водой, очищенной от солей, либо применение абсорбционных бромисто-литиевых холодильных установок. Применение парогазовых установок позволит вырабатывать дополнительную электрическую энергию за счет утилизации теряемого потенциала уходящих газов газотурбинных двигателей.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: газотурбинная электростанция, генерация электроэнергии, оптимизация режимов, энергосбережение, экономия энергетических ресурсов.
Для цитирования: Енсепов Б.Д., Сагидолла Б.А., Китаев С.В. Методы повышения энергетической эффективности газотурбинных электростанций // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. 2022. № 3-4. С. 61–66.
УДК 621.644.07:338.518
https://doi.org/10.24412/0131-4270-2022-3-4-67-71
АНАЛИЗ МОДЕЛЕЙ БАНКА КАЧЕСТВА НЕФТИ В ПЕРСПЕКТИВЕ ПРИМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА (С. 67-71)
Тимофеев Ф.В.
ФГБУ Научно-исследовательский институт проблем хранения Росрезерва, 111033, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9392-201X, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрены вопросы применения банка качества нефти, как универсальной процедуры, предусматривающей возможность проведения взаиморасчетов между грузоотправителями. Взаиморасчеты предусматривают выплату компенсаций грузоотправителям, сдающим в трубопроводную систему нефть лучшего качества с высокой рыночной ценой за счет штрафов, получаемых от грузоотправителей, сдающих нефть с худшими качественными параметрами и низкой рыночной стоимостью. Проведен анализ наиболее часто применяемых в различных трубопроводных системах моделей банка качества нефти (эталонной, общесистемной и двойной) и соответствующих данным моделям расчетов выплат штрафов и компенсаций. Предложена модель банка качества нефти, адаптированная для сложных трубопроводных систем, к которым относится отечественная система магистральных нефтепроводов. Представлен порядок расчета штрафов и компенсаций за изменение качества нефти по отдельным маршрутным поручениям. Сделан вывод о том, что при транспортировке нефти по системе магистральных нефтепроводов может быть использована любая из рассмотренных моделей банка качества нефти, при этом в целом для системы наиболее предпочтительной будет модель банка качества нефти, адаптированная для сложных трубопроводных систем.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: нефть, банк качества нефти, магистральный нефтепровод, трубопроводная система, грузоотправители, смесь нефтей, показатели качества, цена, ценовая корзина, стоимостные коэффициенты.
Для цитирования: Тимофеев Ф.В. Анализ моделей банка качества нефти в перспективе применения в системе магистрального трубопроводного транспорта // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. 2022. № 3-4. С. 67–71.
МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ НЕФТИ, НЕФТЕПРОДУКТОВ И УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ
УДК 622.692.4
https://doi.org/10.24412/0131-4270-2022-3-4-72-75
КРИТЕРИАЛЬНОЕ УРАВНЕНИЕ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВРЕМЕНИ ДОСТИЖЕНИЯ МАКСИМАЛЬНОГО КОЭФФИЦИЕНТА ПРЕВЫШЕНИЯ ПРИ ПОГРУЗКЕ ТАНКЕРОВ (С. 72-75)
Пшенин В.В., Закирова Г.С. Антонов А.А., Скоробогатов А.А.
Санкт-Петербургский горный университет, 199106, Санкт-Петербург, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4604-3172, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3877-8566, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1491-0051, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3877-8566, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
При операциях погрузки танкеров нефтепродуктами возникает необходимость в контролируемом отводе и дальнейшем возврате в систему (рекуперации) образующихся в процессе испарения летучих органических соединений. Для решения данной проблемы используют трубопроводную систему отвода паров и установки рекуперации паров. Однако существует ряд неопределенностей при выборе конструктивных параметров отводящей системы, а также при выборе оптимального режима ее работы. В статье проведен анализ дифференциального уравнения, описывающего динамику изменения давления в газовоздушном пространстве танкеров. В ходе работы удалось установить, что существует максимальное значение коэффициента превышения, а также получить зависимость времени его достижения от безразмерных параметров подобия. Полученная зависимость позволяет не только оптимизировать режим работы отводящей системы, но и значительно упростить подбор оборудования при ее проектировании.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: налив танкеров, потери от испарения, коэффициент превышения, установки рекуперации паров.
Для цитирования: Пшенин В.В., Закирова Г.С. Антонов А.А., Скоробогатов А.А. Критериальное уравнение для определения времени достижения максимального коэффициента превышения при погрузке танкеров // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. 2022. № 3-4. С. 72–75.