Обложка журнала "Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья"·3·2013

Журнал "Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья" 3 · 2013


СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА

 

ТРУБОПРОВОДНОЕ ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ

ГАРРИС Н.А.
, д.т.н., проф., зав. кафедрой «Гидравлика и гидромашины»,
ПОЛЕТАЕВА О.Ю., к.т.н., доцент кафедры «Гидравлика и гидромашины»,
ЛАТЫПОВ Р.Ю., студент
Уфимский государственный нефтяной технический университет (Россия, 450062, г. Уфа, ул. Космонавтов, 1)
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

ПРОБЛЕМЫ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ ТЯЖЕЛЫХ НЕФТЕЙ
Рассмотрены проблемы добычи и транспортирования тяжёлых и сверхтяжёлых нефтей. Дан обзор методов физико-химического воздействия на реологические свойства таких нефтей с целью обеспечения перекачки по трубопроводам: магнитное, электромагнитное, γ- и УФ-излучение, волновое (электроимпульсное), использование кавитационного эффекта. Выделены проблемы транспортирования, связанные с теплообменом трубопровода и окружающей среды, нестационарными процессами неизотермических трубопроводов.
Ключевые слова: тяжёлая нефть, высоковязкая нефть, добыча, трубопроводный транспорт, реологические свойства, физико-химическое воздействие.

ХАСАНОВА К.И., аспирант,
ДМИТРИЕВ М.Е., к.т.н., ассистент,
МАСТОБАЕВ Б.Н., д.т.н., профессор
Кафедра «Транспорт и хранение нефти и газа»
Уфимский государственный нефтяной технический университет (Россия, 450062, г. Уфа, ул. Космонавтов, 1)
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ БОРЬБЫ С АСФАЛЬТОСМОЛОПАРАФИНОВЫМИ ОТЛОЖЕНИЯМИ В ПРОЦЕССЕ ТРАНСПОРТА НЕФТИ ПО МАГИСТРАЛЬНЫМ ТРУБОПРОВОДАМ
Рассматриваются современные взгляды на состояние проблемы асфальтосмолопарафиновых отложений (АСПО) в трубопроводном транспорте и возможные методы ее решения. Дается обзор различных способов борьбы с отложениями в нефтепроводах: механических (использование различных по конструкции и материалу скребков и поршней); тепловых (промывка горячим теплоносителем, электропрогрев); физических (основаны на физических воздействиях на транспортируемый продукт); химических (закачка растворителей и ингибиторов, применением моющих препаратов, очистка с помощью гелеобразных поршней). Показаны механические устройства для очистки магистральных нефтепроводов от АСПО. Особое внимание уделено комплексному подходу к применению средств и методов борьбы с АСПО в процессе транспорта нефти по магистральным нефтепроводам. Приведена краткая классификация существующих методов предотвращения и удаления АСПО из нефтепроводов.
Ключевые слова: асфальтосмолопарафиновые отложения, факторы, классификация способов, методы борьбы с АСПО.

ЧУЧКАЛОВ М.В., к.т.н., помощник генерального директора
ООО «Газпром трансгаз Уфа» (450054,Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Зорге, дом 59)
ДУБИНСКИЙ В.Г., к.т.н., (119261, г. Москва, Ленинский проспект, 70/11-188)
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

ИССЛЕДОВАНИЕ ГИДРОДИНАМИКИ ИСПЫТАНИЙ ГАЗОПРОВОДОВ МЕТОДОМ «СТРЕСС-ТЕСТА»
Вопросы обеспечения качества отремонтированных газопроводов, продления срока их безопасной эксплуатации на объектах ОАО «Газпром» являются приоритетными. В данной статье рассмотрены результаты исследований эффективности применения гидравлических испытаний повышенным давлением (методом «стресс-теста»). Даны рекомендации по критериям и условиям отбора труб для их реабилитации. Разработана методология гидравлического испытания на удар участка трубопровода.
Ключевые слова: гидродинамика, испытание, газопровод, «стресс-тест».

ДЕНИСОВ Г.В., аспирант
ЛАЛИН В.В., д.т.н., зав. кафедрой
Кафедра строительной механики и строительных конструкций
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, (Россия, 195261, Санкт-Петербург, Политехническая, 29)
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАСЧЕТУ УЧАСТКОВ ЗАГЛУБЛЕННЫХ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ С КОНСТРУКТИВНЫМ ВКЛЮЧЕНИЕМ НА СЕЙСМИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ
Статья посвящена вопросам разработки практических рекомендаций к расчёту участков заглубленных магистральных трубопроводов с конструктивным включением на сейсмическое воздействие. Разработанная ранее методика не получила широкого распространения на практике в виду практических сложностей, связанных с необходимостью численного решения систем дифференциальных уравнений.
На основе явлений локализации колебаний получены аналитические зависимости для определения дополнительных динамических напряжений в терминах действующих нормативных документов. Полученные зависимости характеризуют дополнительные продольные и поперечные динамические напряжения, возникающие в области сосредоточенного включения вследствие локализации колебаний на указанном участке трубопровода. Из полученных зависимостей следует, что при определенных условиях локальные колебания включения могут привести к появлению дополнительных усилий, превосходящих усилия, обусловленные колебаниями грунта.
В статье приводятся рекомендации к расчёту на сейсмическое воздействие участков заглубленных магистральных трубопроводов с конструктивным включением. Представлена последовательность расчётов по предлагаемой методике.
Ключевые слова: заглубленный трубопровод, сейсмическое воздействие, конструктивное включение, оценка прочности, методика расчета.

ХАРИСОВ Р.А., к.т.н., доцент
Уфимский государственный нефтяной технический университет (Россия, 450062, г. Уфа, ул. Космонавтов, 1)
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

ОЦЕНКА СКОРОСТИ ЛОКАЛИЗОВАННОЙКОРРОЗИИ И ОХРУПЧИВАНИЯ МЕТАЛЛА ТРУБ
Острота проблемы обеспечения безопасности трубопроводов для добычи, транспортировки и переработки нефти и газа усугубляется присутствием в добываемых средах агрессивных компонентов, в частности сероводорода. В этих трубопроводах, транспортирующих сероводородсодержащие рабочие среды возможны локализованные процессы деформационного старения, водородного охрупчивания и анодного растворения металла.
Целью работы явилась оценка скорости локализованной коррозии и охрупчивания металла труб под влиянием сероводородсодержащей рабочей среды и активации диффузионно-коррозионных процессов.
На основании анализа современных достижений в области химико-механического сопротивления материалов, механики деформации и разрушения твердых тел рассмотрены расчетные оценки по механической активации коррозионных и диффузионных процессов в металле труб, подверженных воздействию сероводородсодержащих рабочих сред.
Базируясь на термодинамических механизмах разрушения материалов, получена аналитическая зависимость для описания коррозионно-диффузионных процессов в зависимости от напряженно-деформированного состояния металла труб с различными исходными прочностными и деформационными характеристиками.
Произведена оценка степени равновесной концентрации примесных атомов в зависимости от степени напряженности и предварительной пластической деформации металла труб.
Ключевые слова: охрупчивание, деформационное старение, коррозионное разрушение, коррозионно-диффузионный процесс, концентрация напряжений, пластическое деформирование, степень напряженности

СЖИЖЕННЫЕ УГЛЕВОДОРОДНЫЕ ГАЗЫ

ДОРОЖКИН В.Ю., аспирант,
ТЕРЕГУЛОВ Р.К., к.т.н., доцент,
МАСТОБАЕВ Б.Н., д.т.н., профессор
Уфимский государственный нефтяной технический университет(Россия, 450062, г. Уфа, ул. Космонавтов, 1)
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ СЖИЖЕНИЯ ПРИРОДНОГО ГАЗА НА ЗАВОДАХ СПГ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА
Основной целью статьи является сравнительный обзор технологий сжижения природного газа на заводах СПГ Ближнего Востока. Сегодня Ближний Восток является лидером в области поставки СПГ. Представлен ряд технологических проблем и возможных технологических решений. Делаются выводы о факторах, которые необходимо учитывать при строительстве завода по производству СПГ.
Представлена схема процесса подготовки и сжижения газа на заводе СПГ в ОАЭ.
Рассмотрены технологические особенности завода СПГ в Омане: холодильные циклы; цикл сжижения С3/МR со смешанным хладагентом.
В статье затрагиваются технологии сжижения на заводе «Катаргаз-2», в частности, процесс пропанового предварительного охлаждения со смешанным хладагентом, технология AP-X.
Расчеты и дизайн процесса сжижения на заводе СПГ в Иране, хотя на сегодняшний день проект заморожен, уже сейчас позволяют сделать вывод о возможных объёмах производства СПГ и сопутствующих продуктов.
Анализ различных особенностей применения технологии сжижения газа на Ближнем Востоке рано или поздно позволит использовать его при разработке малых и труднодоступных месторождений России.
Ключевые слова: СПГ, завод СПГ, история развития, Ближний Восток, ADGAS, Катаргаз, СПГ Омана, проект СПГ Ирана, развитие промышленности, сжижение газа, состав газа, технологии сжижения

СБОР И ХРАНЕНИЕ

САВЕЛЬЕВ А.В., канд. техн. наук, доцент,
ФАУ «25 Государственный научно-исследовательский институт химмотологии Министерства обороны Российской Федерации» (Россия, 121467, Москва, ул.Молодогвардейская, д.10)
ДАНИЛОВ В.Ф., канд. техн. наук, доцент,
Елабужский филиал Казанского (Приволжского) Федерального университета(Россия, 423600, Республика Татарстан, г. Елабуга, ул. Казанская, д. 89)
КЮННАП Р.И., аспирант,
ФАУ «25 Государственный научно-исследовательский институт химмотологии Министерства обороны Российской Федерации» (Россия, 121467, Москва, ул.Молодогвардейская, д.10)
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

ТЕХНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОКРАЩЕНИЯ ЕСТЕСТВЕННОЙ УБЫЛИ НЕФТЕПРОДУКТОВ ПРИ ХРАНЕНИИ В РЕЗЕРВУАРНОМ ПАРКЕ
Рассмотрены существующие способы сокращения естественной убыли нефтепродуктов при хранении в резервуарном парке путём улавливания их паров. Сделан вывод том, что наиболее перспективными на сегодняшний день является комбинированный способ, в основе которого лежит применение цикла Карно. Суть способа заключается в том, что смесь паров нефтепродукта с воздухом сначала сжимается, при этом часть внутренней энергии смеси переходит в тепловую энергию. Затем тепловая энергия от смеси отнимается охлаждением и, при этом внутренняя энергия смеси переходит на более низкий уровень. Затем происходит снижение давления через дросселирующее устройство или посредством детандера, т.е. возвращение смеси на начальные показатели давления, но на более низком уровне внутренней энергии, что приводит к понижению температуры и к интенсивной конденсации нефтепродукта.
Реализация данного способа возможна при помощи предлагаемой авторами устройства для сокращения потерь нефтепродуктов на автозаправочных комплексах и базах хранения. Предлагаемое устройство позволит существенно повысить эффективность улавливания паров нефтепродукта при хранении в резервуарном парке.
Ключевые слова: резервуарный парк, нефтепродукты, естественная убыль, сокращение потерь, устройство для улавливания паров нефтепродуктов.

ГИМАЕВА А.Р., аспирант,
ШАММАЗОВ А.М., д-р техн.наук, профессор
Уфимский государственный нефтяной технический университет(Россия, 450062, Республика Татарстан, г. Уфа, ул. Космонавтов, 1)
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

ТЕХНОЛОГИИ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ МЕТАНОЛАНА МОРСКИХ МЕСТОРОЖДЕНИЯХ
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме утилизации и использованию попутного нефтяного газа, являющегося ценным химическим сырьём. В статье рассмотрены существующие технологии переработки попутного нефтяного газа в метанол непосредственно на месте добычи, а также изучены вопросы, связанные с их размещением. Такое решение особенно рентабельно при утилизации газа одиночных и отдаленных морских месторождений, не оправдывающих строительство газотранспортных систем.
Был сделан вывод о возможности переработки попутных газов морских месторождений в метанол, являющийся многоцелевым полупродуктом, на базе которого могут быть получены различные важные химические продукты, а также экологически чистое жидкое топливо и растворитель. Проведен анализ его свойств, изучена история появления морских плавучих метанольных заводов для переработки на месте природного и попутного газов в жидкий метанол, а также рассмотрены вопросы, связанные с его транспортированием и хранением в морских условиях.
Ключевые слова: попутный нефтяной газ, метанол, плавучая шельфовая установка.

ОБОРУДОВАНИЕ

БАЙКОВ И.Р., д.т.н., профессор, профессор, зав. кафедрой ПТЭ,
КУЗНЕЦОВА М.И., аспирант кафедры ТХНГ,
КИТАЕВ С.В., д.т.н., доцент кафедры ТХНГ
Уфимский государственный нефтяной технический университет (Россия, 450062, г. Уфа, ул. Космонавтов, 1)
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ В МАГИСТРАЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ ГАЗА
Компания ОАО «Газпром» обеспечивает природным газом потребности не только России, но и некоторые зарубежные страны. Значительная доля (74,6%) топливно-энергетических ресурсов на собственные нужды расходуется в магистральном транспорте и при подземном хранении газа. При этом 93,2% в балансе потребления топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) составляет природный газ. В работе предложен показатель эффективности функционирования технической системы, состоящей из группы газотурбинных газоперекачивающих агрегатов (ГГПА), учитывающий функцию надежности. Предлагаемый показатель может рекомендоваться как дополнительный критерий к применяемым в ОАО «Газпром» показателям энергоэффективности.
Ключевые слова: энергосбережение, показатель энергоэффективности, коэффициент полезного действия, газотурбинный газоперекачивающий агрегат, надежность.

 

 

 

Фотогалерея

КОНТАКТЫ


Индекс: 119313
Москва, улица Гарибальди, д. 4Г
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Телефон редакции:
+7 (916) 593-05-29