Обложка журнала "Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья"·1·2016

Журнал "Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья" 1 · 2016


СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА

 

ПРОЕКТИРОВАНИЕ, СООРУЖЕНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ГАЗОНЕФТЕПРОВОДОВ И ГАЗОНЕФТЕХРАНИЛИЩ

ПРАКТИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ ЭКОНОМИИ ПРИРОДНОГО ГАЗА ПУТЕМ ВЫРАБОТКИ ЕГО ПРИ РАБОТЕ ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩИХ АГРЕГАТОВ ПО СХЕМЕ В ПАРАЛЛЕЛЬ (С. 5-8)

А.Р. ГАДЕЛЬШИНА, аспирант кафедры транспорта и хранения нефти и газа
С.В. КИТАЕВ, д.т.н., проф. кафедры транспорта и хранения нефти и газа, ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет (Россия, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 1). E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 
А.Р. ГАЛИКЕЕВ, к.т.н., начальник, Башкирское управление ООО «Газпром Газнадзор» (Россия, 450098, Республика Башкортостан, Уфа, ул. Российская, д. 92/1).
АННОТАЦИЯ
Рассмотрены приоритетные научно-технические направления ПАО «Газпром» по совершенствованию технологий магистрального транспорта газа за счет поиска и развития новых способов получения дополнительного эффекта от экономии природного газа. В данной статье на основе экспериментальных данных решена комплексная задача по выработке газа двумя разнотипными и работающими в «параллель» агрегатами и снижению эмиссии метана в атмосферу при пуске участка магистрального газопровода в эксплуатацию.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: энергоэффективная эксплуатация, ресурсосберегающие мероприятия, эмиссия метана в атмосферу, срабатывание газа, вытеснение газовоздушной смеси.

МОДЕЛИРОВАНИЕ ТЕПЛОВОГО РЕЖИМА ПРИ СОЗДАНИИ КОНТРОЛИРУЕМОГО СЛОЯ АСПО НА ВНУТРЕННЕЙ ПОВЕРХНОСТИ НЕФТЕПРОВОДОВ (С. 9-12) 

П.А.РЕВЕЛЬ-МУРОЗ, вице-президент ОАО «АК «Транснефть» (Россия, 119180, Москва, ул. Большая Полянка, д.57).
Н.Р. ГИЛЬМУТДИНОВ, генеральный директор АО «Транснефть - Урал» (Россия, 450077, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Крупской, д.10).
М.Е. ДМИТРИЕВ, к.т.н., доцент кафедры транспорта и хранения нефти и газа
Б.Н. МАСТОБАЕВ, д.т.н., проф., завкафедрой транспорта и хранения нефти и газа, ФГБОУ ВО Уфимский государственный нефтяной технический университет (Россия, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д.1). E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 
АННОТАЦИЯ
В работе рассмотрено влияние образования асфальтосмолопарафиновых отложений в нефтепроводе на тепловой режим работы трубопроводной системы. Определены направления использования слоя отложений в качестве тепловой изоляции. Исследован фактор температуры, играющей основную роль при формировании отложений в магистральном транспорте нефти.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: отложения парафина, парафинизация, защита от коррозии, теплоизоляция.

ВНУТРИТРУБНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МАГНИТНОГО ПОЛЯ ТРУБОПРОВОДА ПРИ НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОМ СОСТОЯНИИ (С. 13-16)

Ф.М. МУГАЛЛИМОВ, д.т.н., проф., генеральный директор ООО НТФ «ВОСТОКнефтегаз» (Россия, 450027, Республика Башкортостан, Уфа, ул. Трамвайная, д. 2/4, офис 513). E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 
А.А. Абдуллаев, директор ООО «УНТЦ «Бинапро» (Россия, 450104, Республика Башкортостан, Уфа, ул. Российская, д. 25).
Н.А. Козин, аспирант ФГБОУ ВО Уфимский государственный нефтяной технический университет (Россия, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д.1). E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 
АННОТАЦИЯ
Напряженно-деформированное состояние трубопроводов обуславливается наличием зон с большой концентрацией напряжений. Выявить напряженно-деформированное состояние трубопровода можно, применяя метод неразрушающего контроля – метод магнитной памяти металла. Это метод неразрушающего контроля, основанный на анализе распределения собственного магнитного поля рассеяния изделия на его поверхности для определения зон концентрации напряжений, дефектов и неоднородности структур металла и сварных соединений. К сожалению, на практике это метод контроля во внутритрубных приборах в настоящее время не реализован. В статье рассмотрена возможность выявления участков с напряженно-деформированным состоянием изнутри трубы методом магнитной памяти металла. В результате исследования экспериментальным путем доказано, что выявлять участки трубопровода с напряженно-деформированным состоянием методом неразрушающего контроля, в частности методом магнитной памяти металла, изнутри возможно.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: напряженно-деформированное состояние, дефекты геометрии труб, наружная диагностика, внутритрубная диагностика, магнитная память металла, магнитное поле Земли, магнитометрический метод.

ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ПЕРЕКАЧКИ НЕФТИ НА НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОЕ СОСТОЯНИЕ УЧАСТКА НАДЗЕМНОГО ТРУБОПРОВОДА (С. 17-20)

Д.Ф. БИКМУХАМЕТОВ, аспирант кафедры транспорта и хранения нефти и газа
Г.Е. КОРОБКОВ, д.т.н., проф. кафедры транспорта и хранения нефти и газа
А.П. Янчушка к.э.н., доцент кафедры математики ФГБОУ ВО Уфимский государственный нефтяной технический университет (Россия, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д.1). E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 
АННОТАЦИЯ
Рассмотрена одна из задач обеспечения устойчивости надземного трубопровода на опорах, содержанием которой является экспериментальное исследование влияния температуры перекачки на положение трубопровода на подвижных и неподвижных опорах. Приведены результаты геодезических съемок положения трубопровода после окончания строительства в зимний период, после ввода его в эксплуатацию, в процессе эксплуатации в летний период, в том числе при плановом снижении температуры перекачки нефти. Сравнение результатов экспериментов с расчетными значениями перемещений трубопровода, полученными с использованием программного комплекса «Старт», показало возможность использования последнего для прогнозирования поведения трубопровода при изменении параметров эксплуатации.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: трубопровод, опора, перемещение, температура, напряжение, перекачка, эксплуатация, эксперимент, расчет, исследование.

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАЗЕМНОГО ЛАЗЕРНОГО СКАНИРОВАНИЯ ПРИ ОБСЛЕДОВАНИИ РЕЗЕРВУАРОВ (С. 21-24)

Г.Г. ВАСИЛЬЕВ, д.т.н., проф., завкафедрой сооружения и ремонта газонефтепроводов и хранилищ
М.А. ЛЕЖНЕВ, к.т.н., доцент, заместитель декана по вечернему отделению факультета проектирования, сооружения и эксплуатации систем трубопроводного транспорта
И.А. ЛЕОНОВИЧ, аспирант, инженер кафедры сооружения и ремонта газонефтепроводов и хранилищ
А.П. САЛЬНИКОВ, аспирант, инженер кафедры сооружения и ремонта газонефтепроводов и хранилищ, Российский государственный университет нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина (Россия, 119991, Москва, Ленинский просп., 65, корп. 1). E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 
АННОТАЦИЯ
Наземное лазерное сканирование — эффективный инструмент построения трехмерных моделей реальной поверхности, однако практика применения этого метода на объектах нефтегазовой отрасли показала наличие определенных сложностей его практического использования. В статье рассматриваются возникающие проблемы и перспективы развития методов мониторинга пространственного положения резервуаров, находящихся в эксплуатации, с использованием трехмерных лазерных сканирующих систем. Рассмотрены типичные проблемы, возникающие как в процессе проведения работ по лазерному сканированию, так и в процессе обработки результатов с целью получения наиболее точных значений параметров пространственного положения исследуемых резервуаров.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: геодезическое обследование, наземное лазерное сканирование, вертикальный стальной резервуар.

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ РЕЖИМОВ РАБОТЫ ВЫСОКОНАПОРНОГО МНОГОСТУПЕНЧАТОГО ЦЕНТРОБЕЖНОГО КОМПРЕССОРА (С. 25-30)

М.А. ВОРОНЦОВ, к.т.н., завсектором промысловых компрессорных и турбохолодильных систем ООО «Газпром ВНИИГАЗ» (Россия, 142717, Московская область, Ленинский р-н, пос. Развилка). E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 
В.Ю. ГЛАЗУНОВ, руководитель группы специалистов по моделированию и оптимизации режимов работы систем подготовки газа к транспорту Инженерно-технический центр ООО «Газпром добыча Надым» (Россия, 629730, ЯНАО, г. Надым, ул. Полярная, д. 1/1). E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 
А.С. ЛОПАТИН, д.т.н., проф., завкафедрой термодинамики и тепловых двигателей, Российский государственный университет нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина (Россия, 119991, Москва, Ленинский пр-т, 65, корп. 1). E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.  
АННОТАЦИЯ
Проведение численных экспериментов на математических моделях – основной способ решения различных технико-технологических задач применения и эксплуатации компрессорного оборудования (выбор типоразмера компрессора, оптимизации режимов его работы и др.). Основу модели компрессора составляет математическое описание его газодинамической характеристики (ГДХ). Для моделирования ГДХ центробежного компрессора (ЦБК) в составе газоперекачивающего агрегата широко используется метод приведенных характеристик. Данный метод позволяет достаточно точно описать ГДХ низконапорных ЦБК, но в случае высоконапорных приводит к существенным погрешностям определения значений отношения давлений и политропного КПД по сравнению с фактическими данными. В настоящее время возрастает потребность в применении высоконапорных компрессоров на ряде объектов ПАО «Газпром» и уточнение методов их моделирование представляется актуальным. В статье представлен анализ причин возникновения погрешностей, проведена их количественная оценка. Предложен способ повышения точности математического описания ГДХ высоконапорных газовых ЦБК для решения технико-технологических задач на этапах проектирования и эксплуатации систем компримирования.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: газодинамическая характеристика, центробежный компрессор, двухпараметрическая аппроксимация, моделирование

ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ

ЦЕНТРОБЕЖНЫХ КОМПРЕССОРОВ БОЛЬШОЙ МОЩНОСТИ НА ПРИМЕРЕ НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕГО ЗАВОДА (С. 31-35)

И.Р. БАЙКОВ, д.т.н., проф., завкафедрой промышленной теплоэнергетики
Ш.З. ФАЙРУШИН, аспирант кафедры промышленной теплоэнергетики
С.В. КИТАЕВ, д.т.н., проф. кафедры транспорта и хранения нефти и газа ФГБОУ ВО Уфимский государственный нефтяной технический университет (Россия, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 1). E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 
Ю.В. КОЛОТИЛОВ, д.т.н., проф. кафедры нефтепродуктообеспечения и газоснабжения
Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина (Россия, 119991, г. Москва, ГСП-1, Ленинский проспект, д. 65). E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 
АННОТАЦИЯ
Представлены результаты оценки энергетической эффективности центробежных компрессоров большой мощности. Установлено, что для регулирования режимов работы центробежных компрессоров большой мощности на нефтеперерабатывающих заводах применяются неэффективные способы регулирования, приводящие к повышенному расходу электроэнергии (метод шибера, байпассирование, сброс воздуха на свечу). Рассмотрены и обоснованы способы рационального регулирования работой центробежных компрессоров – применение высоковольтного частотно-регулируемого привода и применение газотурбинного привода. На основе проведенных исследований установлено, что, для регулирования режимов работы центробежных компрессоров большой мощности на нефтеперерабатывающих заводах применяются неэффективные способы регулирования, приводящие к повышенному расходу электроэнергии (метод шибера, байпассирование, сброс воздуха на свечу). Для повышения энергетической эффективности работы центробежных компрессоров могут применяться два основных способа рационального регулирования:применение высоковольтных частотно-регулируемых приводовизамена электропривода на газотурбинный привод. Применение газотурбинного привода является привлекательным мероприятием, особенно для вновь вводимых нефтеперерабатывающих заводов, т.к. при этом, имеется существенный потенциал тепловой энергии от уходящих газов газотурбинных установок, необходимый для выработки пара используемого в большом количестве в технологическом процессе при переработке нефти.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: нефтеперерабатывающий завод, центробежный компрессор, энергосбережение, рациональное регулирование, частотно-регулируемый привод, газотурбинный привод.

СНИЖЕНИЕ ДИНАМИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ ОБОРУДОВАНИЯ НА ЭТАПЕ ПРОЕКТИРОВАНИИ ФУНДАМЕНТОВ НЕФТЕПЕРЕКАЧИВАЮЩИХ СТАНЦИЙ (С. 36-39)

А.Р. ВАЛЕЕВ, к.т.н., доцент кафедры транспорта и хранения нефти и газа
Р.Р. ТАШБУЛАТОВ, аспирант, ассистент кафедры транспорта и хранения нефти и газа
М.М. ГАЛИУЛЛИН, к.т.н., доцент кафедры математики ФГБОУ ВО Уфимский государственный нефтяной технический университет (Россия, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д.1). E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 
АННОТАЦИЯ
Рассмотрены проблемы сооружения фундамента при наличии значительных динамических нагрузок со стороны работающего оборудования, а также способы снижения вибрации фундаментов. Определены недостатки создания массивных фундаментов. Рассмотрено использование виброизоляторов, в том числе и виброизоляторов с квазинулевой жесткостью, для уменьшения массы фундамента и ускорения строительства сооружений в целом. Рассчитан минимально необходимый объем бетона для сооружения фундамента при различных способах монтажа нефтеперекачивающих агрегатов и на различных грунтах.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: фундамент, вибрация, насосный агрегат, виброизолятор, квазинулевая жесткость.

МОНИТОРИНГ, ТРАНСПОРТИРОВКА И ХРАНЕНИЕ НИЗКОЗАСТЫВАЮЩИХ ДИЗЕЛЬНЫХ И АВИАЦИОННЫХ ТОПЛИВ, ПОЛУЧЕННЫХ ИЗ АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ НЕФТЕЙ (С. 40-44)

В.Х. НУРУЛЛАЕВ, к.т.н., инженер, Государственная нефтяная компания Азербайджана (ГНКАР),Управление «Нефтепроводы»(Азербайджан, AZ1025, Баку, пр-т Ходжалы, д. 28). E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 
АННОТАЦИЯ
Приведены современные и перспективные требования к качествам дизельных и авиационных топлив. Отмечено влияние химического, а также фракционного состава на качества дизельных и авиационных топлив. Показаны возможности получения на базе смеси нефтей Азербайджана перспективного дизельного топлива путем их гидроочистки в присутствии катализатора типа алюмоникельмолибдена с получением низкозастывающих авиационных топлив путем каталитической депарафинизации – селективным гидрокрекингом н-парафинов в присутствии катализатора типа СГК-1. Предложены марки дизельных и авиационных топлив, соответствующих требованиям стандартов ГОСТ, EN, ASTMD, которые обеспечивают экологическую безопасность при хранении и транспортировке в европейские страны.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: фракционный состав, содержание парафинов, физико-химические свойства, гидрогенизат, кинематическая вязкость.

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ И АВТОМАТИКА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

ОЦЕНКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И РЕСУРСА МАШИННЫХ АГРЕГАТОВ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЛЬНОГО КРИТЕРИЯ (С. 45-48)

И.В. ПРАХОВ, к.т.н., доцент кафедры электрооборудования и автоматики промышленных предприятий
Ж. ДА К. НОВИКОВА ФРЕЙРЕ ШАВИЕР, магистр кафедры электрооборудования и автоматики промышленных предприятий
А.В. МЕЛЬНИКОВ, магистр кафедры электрооборудования и автоматики промышленных предприятий, Филиал ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет» в г. Салавате (Россия, 453250, Республика Башкортостан, г. Салават, ул. Губкина, д. 22А/67). E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрена задача обеспечения промышленной безопасности на предприятиях нефтегазовой отрасли с использованием интегральных критериев, позволяющих идентифицировать текущее техническое состояние и прогнозировать остаточный ресурс машинных агрегатов.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: машинные агрегаты, оценка технического состояния, безопасность эксплуатации, высшие гармонические составляющие, температура изоляции обмотки статора, температура подшипников агрегата, факторы пожаро- и взрывоопасности, диагностический параметр, интегральный критерий, оценка рисков.

ИСТОРИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

НАФТАЛАНСКАЯ НЕФТЬ – МЕСТОРОЖДЕНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ТРАНСПОРТА (С. 49-52)

В.А. АДИГЕЗАЛОВА, к.б.н., доцент кафедры нормальной физиологии, Азербайджанская государственная академия физической культуры и спорта (АзГАФКС) (Азербайджан, AZ1072, Баку, пр-т Фатали Хана Хойского, д. 98). E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 
Л.П. Полякова, к.х.н., доцент кафедры экологии, Обнинский институт атомной энергетики – филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» ( ИАТЭ НИЯУ МИФИ). (Россия, 249040, г. Обнинск, Студгородок, 1).
АННОТАЦИЯ
Нафталанская нефть используется как средство лечения различных заболеваний. Уникальность ее целебного эффекта обусловлена особенностями химической природы, отличающими эту нефть от нефти промышленного назначения. Статья посвящена сравнительному исследованию структурно- группового состава насыщенных углеводородов нафталанской нефти.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: нафталанская нефть, физико-химические свойства, биологическая активность.

РАЗВИТИЕ СРЕДСТВ ДОСТАВКИ НЕФТЕПРОДУКТОВ В ГОДЫ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ В СТРАНАХ ЕВРОПЫ И США (С. 53-57)

А.И. ИВАНОВ, к.т.н., доцент кафедры транспорта и хранения нефти и газа
Т.В. ДМИТРИЕВА, к.т.н., доцент кафедры транспорта и хранения нефти и газа
О.А. МАКАРЕНКО, д.т.н., профессор кафедры транспорта и хранения нефти и газа, ФГБОУ ВО Уфимский государственный нефтяной технический университет (Россия, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 1). E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 
АННОТАЦИЯ
В работе рассмотрено совершенствование систем автомобильного транспорта нефти и нефтепродуктов за рубежом. Показаны основные конструкции и развитие технологий транспорта нефти и нефтепродуктов наливом в автомобильные цистерны.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: нефть, нефтепродукт, автомобильный транспорт, цистерна.

ЗАПАТЕНТОВАНО В РОССИИ

Краткие рефераты патентов, опубликованных в бюллетенях Федеральной службы по интеллектуальной собственности по теме «Трубопроводный транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья» (бюл. № 20-24, 2015) (С. 58-60)

 

Фотогалерея

КОНТАКТЫ


Индекс: 119313
Москва, улица Гарибальди, д. 4Г
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Телефон редакции:
+7 (916) 593-05-29