Обложка журнала "Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья"1·2023


Журнал "Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья" 1 · 2023


СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА


ПРОЕКТИРОВАНИЕ, СООРУЖЕНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ГАЗОНЕФТЕПРОВОДОВ И ГАЗОНЕФТЕХРАНИЛИЩ

УДК 622.692.4.053
https://doi.org/10.24412/0131-4270-2023-1-5-10
РАЗРАБОТКА МЕТОДА КОНТРОЛЯ НАЛИЧИЯ ВОДЫ В ПОТОКЕ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА НА ОСНОВЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОЗРАЧНОСТИ (С. 5-10)
Валеев А.Р.1, Мукминова О.А.1, Севницкий С.А.2, Мастобаев Б.Н.1
1Уфимский государственный нефтяной технический университет, 450062, г. Уфа, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7197-605X, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8313-129X, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5379-9520, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
2ФБУ Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Республике Башкортостан, 450006, г. Уфа, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9682-4463, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена разработке метода оперативного определения наличия воды в дизельном топливе. В качестве инструмента предлагается использовать изменение прозрачности. Разработана экспериментальная установка по определению прозрачности жидкости в зависимости от ее мутности. Проведены экспериментальные исследования по определению прозрачности воды при наличии красителя и дизельного топлива при наличии воды. Проведена обработка экспериментальных данных. Определен порог срабатывания сигнализации при наличии недопустимой концентрации воды в дизельном топливе для различных вариантов постановки задачи, в том числе и в случае риск-ориентированного подхода.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: дизельное топливо, вода, концентрация воды в топливе, эксперимент, риск-ориентированный подход.
Для цитирования: Валеев А.Р., Мукминова О.А., Севницкий С.А., Мастобаев Б.Н. Разработка метода контроля наличия воды в потоке дизельного топлива на основе определения прозрачности // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. 2023. № 1. С. 5–10.

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ СТАТЬЮ



УДК 622.276.8
https://doi.org/10.24412/0131-4270-2023-1-11-16
ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРНО-ГРУППОВОГО СОСТАВА АСФАЛЬТОСМОЛОПАРАФИНОВЫХ ОТЛОЖЕНИЙ С ЦЕЛЬЮ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО И ЭФФЕКТИВНОГО ВЫБОРА МЕТОДОВ УДАЛЕНИЯ (С. 11-16)
Хурамшина Р.А., Валеев А.Р.
Уфимский государственный нефтяной технический университет, 450062, г. Уфа, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9767-9627, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7197-605X, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
В работе исследованы физико-химические свойства асфальтосмолопарафиновых отложений (АСПО). Определен их компонентный состав. Полученные результаты являются основой для подбора эффективных растворителей и выбора метода удаления отложений из нефтяных резервуаров. Испытана две углеводородных растворителя марок ТСК Б и ТСК В. Проводилось тестирование растворяющей способности растворителей.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: асфальтосмолопарафиновые отложения, химический состав, углеводородные растворители, смолы, асфальтены, парафины.
Для цитирования: Хурамшина Р.А., Валеев А.Р. Исследование структурно-группового состава асфальтосмолопарафиновых отложений с целью определения рационального и эффективного выбора методов удаления // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. 2023. № 1. С. 11–16.

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ СТАТЬЮ

 

УДК 622.692.4
https://doi.org/10.24412/0131-4270-2023-1-17-22
АНАЛИЗ ЗАПАСА КАЧЕСТВА ДИЗЕЛЬНЫХ ТОПЛИВ ПО ТЕМПЕРАТУРЕ ВСПЫШКИ (С. 17-22)
Коршак Ан.А., Коршак А.А.
НТЦ ООО ≪НИИ Транснефть≫, 450055, Уфа, Россия
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
Исследование выполнено в связи с перспективами использования дизельного топлива в качестве абсорбента при улавливании паров бензина, вследствие чего температура вспышки низколетучего нефтепродукта снижается. В статье исследовано изменение запаса качества дизельных топлив по температуре вспышки как статистической величины. На примере ЛУКОЙЛ-Пермьнефтеоргсинтеза, ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь и ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукта показано, что зимнее и арктическое дизельные топлива ЕВРО (класс 3), как правило, имеют достаточно высокий запас качества по температуре вспышки. Сопоставлен характер распределения данной случайной величины в весенне-летний период на указанных предприятиях в разные годы. Проверена возможность совместной обработки статистических данных о запасе качества по температуре вспышки для разных предприятий в разное время. Определено соотношение объемов дизельного топлива, используемого в абсорбционных установках рекуперации паров, и принимаемого бензина, при котором качество дизельных топлив не пострадает. Результаты исследований могут быть использованы при планировании применения абсорбционных установок рекуперации паров бензина.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: дизельное топливо, температура вспышки, запас качества, статистическая обработка, закон распределения, малые добавки бензина, абсорбция, рекуперация паров, сохранение качества.
Для цитирования: Коршак Ан.А., Коршак А.А. Анализ запаса качества дизельных топлив по температуре вспышки // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. 2023. № 1. С. 17–22.

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ СТАТЬЮ

 

УДК 62-184:62-91:62-137:621.65.02
https://doi.org/10.24412/0131-4270-2023-1-23-28
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ РАСЧЕТНЫХ КРИТЕРИЕВ ПРИ РАЗРАБОТКЕ МОДЕЛЕЙ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ПРОТОЧНОЙ ЧАСТИ НАГНЕТАТЕЛЕЙ ПРИРОДНОГО ГАЗА НА КОМПРЕССОРНЫХ СТАНЦИЯХ МАГИСТРАЛЬНЫХ ГАЗОПРОВОДОВ (С. 23-28)
Величко Е.И., Гилаев Г.Г., Иноземцев Д.А., Бунякин А.В., Соловьев М.С.
Кубанский государственный технологический университет, 350058, г. Краснодар, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0648-7476, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9461-1512, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3855-3204, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1849-1667, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2523-8800, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
При анализе технического состояния проточной части компрессорного агрегата рассматривается задача экспериментального тестирования, относящаяся к классу многопараметрических унимодальных функций. Для этого необходимо предварительно определить конкретный вид критерия эффективности, условия окончательного процесса поиска и класс тестовых функций. В этом случае исходной информацией являются расчетные диагностические показатели, данные о режимах работы центробежного нагнетателя (осевого компрессора), параметры перекачиваемого газа и эталонные характеристики машины. В представленной работе были выбраны основные диагностические критерии (по секциям), а также найдены соотношения для описания технического состояния проточной части компрессорного агрегата.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: газовоздушный тракт нагнетателя, детерминированная математическая модель, многопараметрическая унимодальная функция, термогазодинамические параметры, центробежный компрессор.
Для цитирования: Величко Е.И., Гилаев Г.Г., Иноземцев Д.А., Соловьев М.С. Формирование основных расчетных критериев при разработке моделей диагностирования проточной части нагнетателей природного газа на компрессорных станциях магистральных газопроводов // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. 2023. № 1. С. 23–28.

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ СТАТЬЮ

 

СООРУЖЕНИЕ И РЕМОНТ ГАЗОНЕФТЕПРОВОДОВ И ГАЗОНЕФТЕХРАНИЛИЩ

УДК 622.692.23-034.14
https://doi.org/10.24412/0131-4270-2023-1-29-34
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РЕМОНТУ ПОЯСОВ РЕЗЕРВУАРА ИНДУСТРИАЛЬНОГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ (С. 29-34)
Тян В.К.1, Комаров П.А.2
1Самарский государственный технический университет, 443100, г. Самара, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5234-0846, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
2ОАО «Самарагипротрубопровод», 443020, г. Самара, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8424-9342, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
В данной работе представлена методика расчета радиуса вальцевания ремонтной карты для структур напряженно-деформированного состояния поперечного сечения полотнища с упругой деформацией крайних волокон поясов стенки после разворачивания полотнища на проектный радиус. Представлены математические модели остаточного момента с учетом воздействия на стенку гидроиспытания и коррозионных процессов.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: резервуар индустриального изготовления, структура напряженно-деформированного состояния (НДС), предел текучести, упругопластическая деформация, моментная теория, момент, рулонирование и разворачивание, недопустимые дефекты, гидроиспытания, коррозия.
Для цитирования: Тян В.К., Комаров П.А. Индивидуальный подход к ремонту поясов резервуара индустриального изготовления // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. 2023. № 1. С. 29–34.

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ СТАТЬЮ

 

УДК 699.841
https://doi.org/10.24412/0131-4270-2023-1-35-38
СЕЙСМОЗАЩИТА МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ НА ОСНОВЕ СТЕРЖНЕВЫХ СИСТЕМ С ЗАДАННОЙ СИЛОВОЙ ХАРАКТЕРИСТИКОЙ (С. 35-38)
Зотов А.Н., Демушкин Е.В., Кармышев И.И.
Уфимский государственный нефтяной технический университет, 450062, г. Уфа, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6410-3792, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5662-730X, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9221-103X, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме повышения сейсмической защиты магистральных трубопроводов. В качестве решения предлагается сейсмозащитная установка на основе стержневых систем с заданной силовой характеристикой. Предложенное устройство позволяет безопасно эксплуатировать магистральный трубопровод посредством быстрого гашения колебаний.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: сейсмозащита, заданная характеристика, стержневая система, упругий элемент, жесткость.
Для цитирования: Зотов А.Н., Демушкин Е.В., Кармышев И.И. Сейсмозащита магистральных трубопроводов на основе стержневых систем с заданной силовой характеристикой // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. 2023. № 1. С. 35–38.

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ СТАТЬЮ

 

УДК 699.841
https://doi.org/10.24412/0131-4270-2023-1-39-44
СЕЙСМОЗАЩИТНОЕ УСТРОЙСТВО С КВАЗИНУЛЕВОЙ ЖЕСТКОСТЬЮ ДЛЯ РЕЗЕРВУАРА ВЕРТИКАЛЬНОГО СТАЛЬНОГО С ПОНТОНОМ (С. 39-44)
Зотов А.Н., Кармышев И.И., Демушкин Е.В.
Уфимский государственный нефтяной технический университет, 450062, г. Уфа, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6410-3792, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9221-103X, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5662-730X, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме повышения сейсмической защиты резервуаров. В качестве решения предполагается установка под днище резервуара группы сейсмозащитных устройств. Предложенные устройства с квазинулевой жесткостью позволяют нивелировать воздействия вертикальных подземных толчков на резервуар, сохранить его проектное положение, обеспечить безопасность эксплуатации в сейсмически активных районах.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: сейсмозащита, квазинулевая жесткость, основание резервуара, упругие элементы, отрицательная жесткость, направляющие.
Для цитирования: ЗотовА.Н., Кармышев И.И., Демушкин Е.В. Сейсмозащитное устройство с квазинулевой жесткостью для резервуара вертикального стального с понтоном // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. 2023. № 1. С. 39–44.

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ СТАТЬЮ

 

УДК 622.692.4.07
https://doi.org/10.24412/0131-4270-2023-1-45-47
ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛАБЫХ ВОДОНАСЫЩЕННЫХ ИЛИСТЫХ И ГЛИНИСТЫХ ГРУНТОВ ЩЕЛОЧНОЙ И СУЛЬФАТНОЙ АКТИВАЦИЕЙ ПРИ ПРОКЛАДКЕ НЕФТЕГАЗОПРОВОДОВ В СТЕСНЕННЫХ УСЛОВИЯХ БЕРЕГОВОЙ ЛИНИИ (С. 45-47)
Гизулин М.У., Хасанов Р.Р.
Уфимский государственный нефтяной технический университет, 450062, г. Уфа, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2950-0159, Email: marsel.gizulin@yandex.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6244-7532, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
В статье освещена проблема прокладки нефте- и газопроводов в условиях береговой линии в непосредственной близости от водных объектов – рек, ручьев, болот. Традиционные способы предполагают использование для данных целей больших объемов дорогостоящего привозного щебня или песчано-гравийной смеси. Альтернативой является укрепление илистых и глинистых грунтов (супесей, суглинков) инъекцией щелочных и сульфатных активаторов в непосредственной близости от прокладываемых трубопроводов, что существенно снижает затраты на земляные работы и транспортировку материалов. Лабораторные испытания подтверждают соответствие физико-механических и эксплуатационных характеристик, закрепленных щелочной и сульфатной активизацией глинистых грунтов (прочность на сжатие, модуль упругости, водостойкость) требованиям нормативно-технической документации.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: щелочная, сульфатная активация глинистых грунтов, нефтепровод, береговая линия, эрозионный процесс, водостойкость, модуль упругости, инъекцирование.
Для цитирования: Гизулин М.У., Хасанов Р.Р. Закрепление слабых водонасыщенных илистых и глинистых грунтов щелочной и сульфатной активацией при прокладке нефтегазопроводов в стесненных условиях береговой линии // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. 2023. № 1. С. 45–47.

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ СТАТЬЮ

 

ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ ПО СЕВЕРНОМУ МОРСКОМУ ПУТИ

УДК 339.165.4
https://doi.org/10.24412/0131-4270-2023-1-48-51
УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПЕРЕГРУЗКИ СЖИЖЕННОГО ПРИРОДНОГО ГАЗА МЕЖДУ ТАНКЕРАМИ-ГАЗОВОЗАМИ ПО МЕТОДУ СУДНО–СУДНО (С. 48-51)
Лазарев Д.М.
Морской государственный университет им. адмирала Г.И. Невельского, 690003, г. Владивосток, Россия
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрены существующие способы перевозки СПГ. Описаны этапы традиционной технологии перегрузки СПГ методом судно-судно и предложена усовершенствованная технология перегрузки СПГ при использовании минимального количества грузовых насосов. В заключительной части подробно описаны преимущества предложенной технологии.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: сжиженный природный газ, перегрузка природного газа, отпарной газ, метод судно–судно, танкеры-газовозы.
Для цитирования: Лазарев Д.М. Усовершенствование технологии перегрузки сжиженного природного газа между танкерами-газовозами по методу судно–судно // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. 2023. № 1. С. 48–51.

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ СТАТЬЮ

 

УДК 339.165.4
https://doi.org/10.24412/0131-4270-2023-1-52-58
ПРОВЕДЕНИЕ ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ НЕЗАВИСИМЫХ ОПЕРАЦИЙ ПО ПЕРЕГРУЗКЕ ДВУХ СОРТОВ СЫРОЙ НЕФТИ НА ПОГРУЗКУ–ВЫГРУЗКУ ЧЕРЕЗ НЕФТЕНАЛИВНЫЕ ТАНКЕРЫ-НАКОПИТЕЛИ (С. 52-58)
Лазарев Д.М.
Морской государственный университет им. адмирала Г.И. Невельского, 690003, г. Владивосток, Россия
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрены современные алгоритмы проведения параллельных операций по перегрузке двух сортов сырой нефти с использованием нефтеналивных танкеров-накопителей, позволяющие значительно оптимизировать проекты по перегрузкам сырой нефти, увеличивая их пропускную способность. Подробно описаны классификация танкерных судов и значение поиска новых эффективных способов перегрузки сырой нефти. Представлен имеющийся опыт по данному направлению в России. Приведены пути предотвращения возникновения опасных факторов, влияющих на эксплуатацию проектов по перегрузке нефти.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: нефть, перегрузка сырой нефти, нефтеналивные танкеры-накопители, классификация, танкеры типа Афрамакс, перекачка нефти методом судно–судно.
Для цитирования: Лазарев Д.М. Проведение параллельных независимых операций по перегрузке двух сортов сырой нефти на погрузку–выгрузку через нефтеналивные танкеры-накопители // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. 2023. № 1. С. 52–58.

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ СТАТЬЮ

 

 

Фотогалерея

КОНТАКТЫ


Индекс: 119313
Москва, улица Гарибальди, д. 4Г
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Телефон редакции:
+7 (916) 593-05-29