Журнал "Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья" 5-6 · 2018
СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА
НОВОСТИ (С. 5-6)
ПРОЕКТИРОВАНИЕ, СООРУЖЕНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ГАЗОНЕФТЕПРОВОДОВ И ГАЗОНЕФТЕХРАНИЛИЩ
ПРИМЕНЕНИЕ УДАЛЕННОЙ ТЕНЗОМЕТРИИ ДЛЯ ОБНАРУЖЕНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАСПОЛОЖЕНИЯ ДЕФЕКТОВ ПРИ ДИАГНОСТИКЕ НЕФТЕПЕРЕКАЧИВАЮЩЕГО АГРЕГАТА (С. 7-12)
А.Р. ВАЛЕЕВ, к.т.н., доцент кафедры транспорта и хранения нефти и газа
А.П. ТОКАРЕВ, доцент кафедры гидрогазодинамики трубопроводных систем и гидромашин
Б.Н. МАСТОБАЕВ, д.т.н., проф., зав. кафедрой транспорта и хранения нефти и газа
ФГБОУ ВО Уфимский государственный нефтяной технический университет (Россия,450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 1).
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript., E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript., E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
Работа посвящена повышению достоверности диагностирования технического состояния нефтеперекачивающих агрегатов. Применяемые методы диагностики не позволяют достаточно достоверно определять дефекты, поскольку методы неразрушающего контроля используют косвенные и экспертные способы их идентификации. Предлагается использовать подход по определению положения дефекта по данным тензометрических датчиков, расположенных на опорах агрегата. Зная расположение дефекта, в совокупности с информацией о частоте и интенсивности колебаний дефекта, можно его идентифицировать с высокой достоверностью. Представлены основы расчетной схемы и математической модели, которая по анализу динамических реакций на опорах и фазовым отставаниям позволяет определить вертикальную и горизонтальную координаты дефекта.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: диагностика, техническое состояние, тензометрия, вибрационный анализ, нефтеперекачивающий агрегат.
РАСЧЕТ ОБЪЕМОВ И ВРЕМЕНИ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ НЕФТИ УЧАСТКОВ МАГИСТРАЛЬНЫХ НЕФТЕПРОВОДОВ САМОТЕКОМ В РЕЗЕРВУАРНЫЙ ПАРК (С. 13-18)
М.М. ГАРЕЕВ, д.т.н., проф., заместитель завкафедрой транспорта и хранения нефти и газа
И.Р. ШАМСУТДИНОВ, магистрант кафедры транспорта и хранения нефти и газа
ФГБОУ ВО Уфимский государственный нефтяной технический университет (Россия, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 1).
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript., E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
В статье предложен новый подход к определению времени освобождения участков магистральных нефтепроводов самотеком в резервуарный парк. Разработана программа для расчета времени и объема освобождения участка магистрального нефтепровода самотеком в резервуарный парк, которая позволяет вести расчет с учетом изменения уровня взлива в резервуаре.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ремонт нефтепроводов, время освобождения от нефти, резервуарный парк, самотечный слив, время откачки.
РАСЧЕТ ОТКАЧКИ ПРИ РЕМОНТЕ ЛИНЕЙНОЙ ЧАСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕГРАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ИСТЕЧЕНИЯ (С. 19-22)
В.М. ГАЛЛЯМОВ, ведущий инженер
АО «Транснефть-Урал»(Россия, 450077, Республика Башкортостан, г.Уфа, ул. Крупской, д. 10).
И.Т. АЙДАГУЛОВ, магистрант
Т.А. ЯНБАРИСОВ, магистрант
Р.М. КАРИМОВ, к.т.н., доцент кафедры транспорта и хранения нефти и газа
Б.Н. МАСТОБАЕВ, д.т.н., проф., завкафедрой транспорта и хранения нефти и газа
ФГБОУ ВО Уфимский государственный нефтяной технический университет (Россия, 450062, Республика Башкортостан, г.Уфа, ул. Космонавтов, д. 1).
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript., E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
Приведены результаты исследований по определению параметров откачки с использованием интегральной модели истечения, ранее описанной в [1, 2], для случаев откачки с помощью насосов прикачивающей станции в резервуарный парк и откачки при помощи передвижных насосных установок во временные амбары и действующие трубопроводы, проложенные в одном технологическом коридоре с ремонтируемом участком. Получены системы уравнений для определения времени откачки в указанных случаях. В частности, при откачке с помощью передвижных насосных установок, приведена зависимость напора установки от падения уровня взлива в наклонном участке профиля опорожняемого трубопровода и от величины противодавления в действующем трубопроводе, в который осуществляется откачка. Для последнего случая получена система уравнений, позволяющая точно рассчитать максимально допустимый расход безопасной подкачки, исключающий превышение разрешенных уровней давлений в трубопроводе, в который осуществляется закачка. Предложено использование расчетных значений допустимых расходов подкачки в виде кривых, наложенных на сводные графики рабочих режимов в дополнение к линиям профилей, гидравлических уклонов и несущих способностей, что позволит исключить риски возникновения аварийных ситуаций, связанных с превышением допустимых уровней давлений в трубопроводе, в которых осуществляется откачка освобождаемых объемов с помощью передвижных насосных установок.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: трубопровод, опорожнение, интегральная модель истечения, расчет откачки, методика, передвижная насосная установка, расход подкачки.
НЕОБХОДИМОСТЬ АКТУАЛИЗАЦИИ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ПО ШАРОВЫМ РЕЗЕРВУАРАМ (С. 23-27)
Ю.С. МАРЮШКО, магистрант кафедры сооружения и ремонта газонефтепроводов и газонефтехранилищ
М.Э. ДУСАЛИМОВ, к.т.н., доцент кафедры сооружения и ремонта газонефтепроводов и газонефтехранилищ
А.С. ГЛАЗКОВ, к.т.н., доцент кафедры сооружения и ремонта газонефтепроводов и газонефтехранилищ
Т.Р. НАСИБУЛЛИН, ст. преподаватель кафедры сооружения и ремонта газонефтепроводов и газонефтехранилищ
ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет» (Россия, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 1). E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript., E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
В работе проведен анализ нормативно-технической документации по шаровым резервуарам, в ходе которого было выявлено отсутствие единых требований по объемам и давлению в шаровых резервуарах, единой методики расчета на прочность и устойчивость шаровой оболочки, а также опорных стоек, единых требований к конструкциям и материалам, проектированию, монтажу и испытаниям шаровых резервуаров. В настоящее время технические возможности заводов-изготовителей, позволяют изготавливать шаровые резервуары новых типоразмеров, не предусмотренных нормативно-технической документацией. В связи с этим возникает необходимость разработки единого документа, где будут рассмотрены вопросы проектирования, изготовления, монтажа и испытания шаровых резервуаров, также с учетом увеличения единичной емкости и определения основных рекомендуемых размеров шаровых резервуаров.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: шаровый резервуар, сферический резервуар, шаровая оболочка, нормативно-техническая документация, проектирование, монтаж резервуара, требования к металлоконструкциям.
ОПТИМИЗАЦИЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ЛИНЕЙНОЙ ЗАПОРНОЙ АРМАТУРЫ НА МАГИСТРАЛЬНОМ НЕФТЕПРОВОДЕ ПО КРИТЕРИЮ МИНИМАЛЬНОГО ВЫХОДА НЕФТИ (С. 28-32)
А.А. АФИНОГЕНТОВ, к.т.н., доцент кафедры трубопроводного транспорта
Ю.А. БАГДАСАРОВА, к.п.н., доцент кафедры трубопроводного транспорта
И.А. ФАН, ассистент кафедры трубопроводного транспорта
ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет» (Россия, 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, д. 244).
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.; E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.; E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
Сформулирована задача оптимальной расстановки запорной арматуры на магистральных нефтепроводах по критерию минимального возможного выхода нефти при авариях и плановых ремонтах трубопровода в виде задачи нелинейного математического программирования. Решение задачи математического программирования, обеспечивающее минимум рассматриваемого критерия, проводится с использованием точного (альтернансного) метода параметрической оптимизации, основанного на специальных свойствах оптимальных решений. Предложена методика расстановки запорной арматуры, учитывающая типовые ситуации достижения установленных в задаче ограничений. Приведен пример определения оптимальных координат запорной арматуры на типовом участке магистрального нефтепровода между нефтеперекачивающими станциями.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: нефть, магистральный нефтепровод, запорная арматура, минимизация экологического ущерба, параметрическая оптимизация, задача математического программирования, альтернансный метод.
ОТЛОЖЕНИЯ ГАЗОВЫХ ГИДРАТОВ ИЛИ ЛЬДА В ПРОМЫСЛОВЫХ ТРУБОПРОВОДАХ СИСТЕМ СБОРА ГАЗА СЕНОМАНСКОЙ ЗАЛЕЖИ ЯМБУРГСКОГО МЕСТОРОЖДЕНИЯ (С. 33-42)
СЕРГЕЕВА Д.В., аспирант
Сколковский институт науки и технологий (Сколтех) (Россия, 121205, Москва, ул. Нобеля, д. 3). E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
КУДИЯРОВ Г.С., ведущий инженер
ООО «Газпром добыча Ямбург» (Россия, 629306, ЯНАО, Новый Уренгой,
ул. Геологоразведчиков, д. 9). E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
В работе рассматриваются особенности эксплуатации теплоизолированных промысловых трубопроводов надземной прокладки сеноманской залежи Ямбургского месторождения при безгидратном режиме турбулентного газового потока, но при возможности отложения гидратов на холодной внутренней стенке газопровода. Аналогично рассматривается задача отложения льда на внутренней стенке трубопровода при температуре газового потока несколько выше 0 оС. Эти особенности обусловлены надземной прокладкой промысловых трубопроводов, они реализуются при низких температурах окружающей среды (воздуха) в зимнее время года. Показано, что такие режимы работы возможны при температурах окружающей среды ниже минус 20 оС, особенно в местах повреждения теплоизоляции (оголенные участки трубопровода). Приведены расчеты толщины стационарного слоя льда или гидрата внутри трубопровода в зависимости от температуры окружающей среды.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: промысловые системы сбора газа, термобарический режим, газовые гидраты, лед.
ГЕОЭКОЛОГИЯ
СТЕПЕННОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗМЕРОВ ВУЛКАНИЧЕСКИХ ИЗВЕРЖЕНИЙ: МЕХАНИЗМ АККУМУЛЯЦИИ МАГМЫ В ЛИТОСФЕРЕ ЗЕМЛИ И ПРОГНОЗ ВУЛКАНИЧЕСКОЙ ОПАСНОСТИ (С. 43-51)
ИВАНОВ В.В., к.г.-м.н., с.н.с. лаборатории геодезии и дистанционных методов исследований, Институт вулканологии и сейсмологии Дальневосточного отделения Российской академии наук
АННОТАЦИЯ
Кумулятивные графики распределения вероятностей для длительности активизаций (извержений) на Ключевском и Карымском вулканах на 15-летнем интервале подчиняется степеннóму закону. Графики аппроксимируются двумя отрезками прямых линий. Для малой и средней длительностей (от 1 дня до 6 и 2 месяцев) тангенс угла наклона графиков повторяемости γ = 0.53 – 0.55 (γ<1). Для более длительных активацийγ резко возрастает в 1,6 -3 раза что, вероятно, указывает на наличие некоторого предельного размера извержения для данного вулкана или постепенного приближения к такому размеру. Предложена концептуальная модель лавинообразного укрупнения заполненных расплавом трещин, когда более быстро всплывающие в проницаемой зоне литосферы трещины большего размера поглощают вышележащие более мелкие трещины. Это приводит не только к аккумуляции магмы, но может радикально изменить закон распределения трещин по размерам с начального экспоненциального или нормального до степеннóго закона. Интересно, что распределение вулканического эксплозивного индекса (VEI) для извержений камчатских вулканов, с одной стороны, и сейсмический момент (M0) сильных землетрясений на Камчатке, с другой стороны, подчиняются степеннóму закону с близкими показателями степени –γ = –0.7 и –0.6, соответственно. Частота вулканических извержений на Камчатке в диапазоне VEI = 2 – 5 составляет около 10% от общемировой, что довольно много, так как длина вулканической дуги Камчатки составляет лишь около 2% от суммы длин всех вулканических дуг на Земле. Распределение выброшенной тефры (VT) для извержений вулканов мира и Камчатки подчиняется степеннóму закону с близкими показателями степени, равными ‒ 0.7…‒0.75. В предположении «устойчивого вулканизма» средние интервалы повторяемости извержений на Камчатке оцениваются следующим образом: каждые 15 лет (VEI = 4), каждые 90 лет (VEI = 5), каждые 350 лет (VEI = 6, экстраполяция) и каждый 1400 лет (VEI = 7, экстраполяция).
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: аккумуляция магмы, заполненные магмой всплывающие трещины, распределение вероятностей размеров извержений, долгосрочный прогноз.
ИСТОРИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ
КРУПНЕЙШИЕ МИРОВЫЕ КАТАСТРОФЫ ПРИ ТРАНСПОРТЕ НЕФТИ ТАНКЕРНЫМ ФЛОТОМ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА (С. 52-59)
Б.Н. МАСТОБАЕВ, д.т.н., проф., завкафедрой транспорта и хранения нефти и газа
Е.М. МУФТАХОВ, к.т.н., доцент кафедры транспорта и хранения нефти и газа
И.Т. АЙДАГУЛОВ, магистрант кафедры транспорта и хранения нефти и газа
Т.А. ЯНБАРИСОВ, магистрант кафедры транспорта и хранения нефти и газа
ФБГОУ ВО Уфимский государственный нефтяной технический университет (Россия, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д.1).
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена авариям при морской перевозке нефти и нефтепродуктов. Рассматриваются наиболее крупные аварийные ситуации, связанные с танкерами в открытом море и в прибрежных зонах. Такие аварии имеют особое значения для оценки экологического риска морского транспорта углеводородов, а также анализа нормативно-правовых документов законодательной базы Российской Федерации относительно морских перевозок, охватывающих все стороны экологических правонарушений. Аварии представлены по датам, кратко охарактеризованы. Актуальность статьи обоснована ускоренным освоением месторождений в Арктике, где построение трубопроводной системы проблематично и остается использование, на данный момент, только танкерного флота. Цель статьи – ознакомится с международным опытом перевозок углеводородов морским транспортом, в частности с катастрофами на танкерном флоте и последствиями экологических бедствий.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: авария, катастрофа, танкер, разлив, углеводороды, нефть, морские птицы, диспергаторы, море, экология.
РАЗВИТИЕ НАУЧНЫХ ОСНОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТРУБОПРОВОДОВ В XX ВЕКЕ (С. 60-64)
А.И. ИВАНОВ, к.т.н., доцент кафедры транспорта и хранения нефти и газа
А.А. НИКИШИН, аспирант
Б.Н. МАСТОБАЕВ, д.т.н., проф. зав. кафедрой транспорта и хранения нефти и газа
ФГБОУ ВО Уфимский государственный нефтяной технический университет (Россия, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 1).
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
В работе рассмотрены параметры, учитываемые при проектировании трубопроводов, показаны основные зависимости и области их применения.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: нефть, трубопровод, трубопроводный транспорт, железнодорожный транспорт, методика расчета.
Перечень статей, опубликованных в журнале «Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья» в 2018 г. (С. 66-67)