Журнал "Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья" 4 · 2017
СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА
ПРОЕКТИРОВАНИЕ, СООРУЖЕНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ГАЗОНЕФТЕПРОВОДОВ И ГАЗОНЕФТЕХРАНИЛИЩ
АНАЛИЗ КОНСТРУКТИВНЫХ РЕШЕНИЙ СРЕДСТВ БАЛЛАСТИРОВКИ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ (С. 5-10)
Д.А. ГУЛИН, аспирант кафедры сооружения и ремонта газонефтепроводов и газонефтехранилищ
О.И. ГАЙЛУНЬ, студент
Р.Р. ХАСАНОВ, к.т.н., доцент кафедры сооружения и ремонта газонефтепроводов и газонефтехранилищ
С.М. СУЛТАНМАГОМЕДОВ, д.т.н., проф., декан факультета трубопроводного транспорта
ФГБОУ ВО Уфимский государственный нефтяной технический университет (Россия, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 1). E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
На этапах проектирования и сооружения трубопроводов основным фактором, усложняющим процесс строительства, является специфика территорий, характеризующихся разнообразием природно-климатических, гидрологических, инженерно-геологических условий, а также наличием естественных и искусственных препятствий (малые и крупные водотоки, водохранилища, озера, болота, овраги, железные и автомобильные дороги и т.п.). При данных обстоятельствах для надежного функционирования трубопроводов одной из первостепенных задач, требующих решения, является обеспечение их продольной устойчивости. Для этой цели в трубопроводном строительстве предусмотрены средства балластировки и закрепления. В данной статье приводится классификация известных на данный момент устройств для закрепления трубопроводов, рассматриваются их конструктивные решения и особенности использования. На основании анализа приводится возможность применения устройств в тех или иных условиях, устанавливаются их основные преимущества и недостатки.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: магистральный трубопровод, средства балластировки, анкерные устройства, устойчивость трубопроводов.
МНОГОСЛОЙНАЯ КОНСТРУКЦИЯ ДНИЩА РЕЗЕРВУАРА ТИПА «СЭНДВИЧ» С НЕСУЩИМ И ТЕПЛОИЗОЛИРУЮЩИМ ПРОМЕЖУТОЧНЫМ СЛОЕМ (С. 11-17)
П.А. КОМАРОВ, гл. специалист отдела по проектированию резервуарных парков
Филиал «Самарагипротрубопровод» АО «Гипротрубопровод» (Россия, 443020, г. Самара, ул. Ленинская, д. 25а). E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
М.Р. ТЕРЕГУЛОВ, инженер 2-й категории отдела по проектированию резервуарных парков, ст. преподаватель кафедры трубопроводного транспорта
Филиал «Самарагипротрубопровод» АО «Гипротрубопровод» (Россия, 443020, г. Самара, ул. Ленинская, д. 25а).
Самарский государственный технический университет (Россия, 443100, г. Самара, ул. Ново-Садовая, д. 10, уч. кор. 9). E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
А.А. ГАШЕНКО, к.т.н., доцент кафедры трубопроводного транспорта
Ю.А. БАГДАСАРОВА, к.п.н., доцент кафедры трубопроводного транспорта
Самарский государственный технический университет (Россия, 443100, г. Самара, ул. Ново-Садовая, д. 10, уч. кор. 9). E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
Рассматривается днище резервуара в виде многослойной конструкции типа «сэндвич»1. Представлена конструкция днища, являющаяся элементом резервуара, которая способна воспринять часть нагрузок на основание. Рассмотрен опыт зарубежного применения аналогичных конструкций. Приведены сравнительные расчеты прогиба сегмента многослойной конструкции и типового однослойного днища аналитическим методом и методом конечного элемента. Согласно полученным результатам, данное конструктивное исполнение днища резервуара позволит увеличить эксплуатационные качества, повысить надежность и экологическую безопасность резервуарных конструкций.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: резервуар вертикальный стальной, двойное днище, многослойная конструкция днища типа «сэндвич» с промежуточным несущим слоем из пеностекла, напряженно-деформированное состояние, система обнаружения утечек.
ОСОБЕННОСТИ ТЕРМОГИДРОДИНАМИКИ МАГИСТРАЛЬНЫХ ГАЗОПРОВОДОВ В КРИОЛИТОЗОНЕ (С. 18-22)
Э.А. БОНДАРЕВ, д.т.н., проф., г.н.с.
И.И. РОЖИН, д.т.н., доцент, в.н.с.
К.К. АРГУНОВА, к.ф.-м.н., с.н.с.
ФГБУН Институт проблем нефти и газа СО РАН (Россия, 677980, г. Якутск, ул. Октябрьская, д. 1). E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
А.Ф. ВОЕВОДИН, д.ф.-м.н., проф., г.н.с.
ФГБУН Институт гидродинамики им. М.А. Лаврентьева СО РАН (Россия, 630090, г. Новосибирск, пр. Лаврентьева, д. 15).
АННОТАЦИЯ
Методами математического моделирования показано, что для магистральных газопроводов, проложенных в мерзлом грунте, образование гидратов может привести к их полной закупорке. Определена динамика этого процесса и показано, что основное влияние на длительность безгидратного периода оказывает перепад давления при незначительном влиянии изменения температуры газа. Приведены примеры расчета реальной ситуации.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: транспорт природного газа, мерзлый грунт, гидратообразование, вычислительный эксперимент.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНЫХ ПАРАМЕТРОВ ПРОМЫСЛОВЫХ ТРУБОПРОВОДОВ (С. 23-28)
И.Р. БАЙКОВ, д.т.н., проф., завкафедрой промышленной теплоэнергетики
ФГБОУ ВО Уфимский государственный нефтяной технический университет (Россия, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 1). E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Н.Р. РЯЗАПОВ, начальник контрольно-аналитического отдела по ЯНАО, Северо-Уральское управление Ростехнадзора (Россия, 629810, ЯНАО, г. Ноябрьск, ул. Изыскателей, д. 28в).
С.В. КИТАЕВ, д.т.н., проф. кафедры транспорта и хранения нефти и газа
ФГБОУ ВО Уфимский государственный нефтяной технический университет (Россия, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 1). E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
Промысловые сборные трубопроводы подвержены внутренней коррозии из-за воздействия высокоминерализованной пластовой воды. При расслоении потока жидкости из-за малых скоростей потока жидкости происходит появление ручейкового коррозионного разрушения по нижней образующей трубопровода. В статье предложен алгоритм выбора наилучшего варианта определения оптимального диаметра линейной части промысловых трубопроводных систем при ремонтах, прокладке новых и байпасных трубопроводов, учитывающий коррозионные процессы.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: промысловый сборный трубопровод, ручейковая коррозия, работоспособность, оптимальный диаметр.
ПРОМЫШЛЕННАЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
АНАЛИЗ МЕТОДОВ ИДЕНТИФИКАЦИИ ОПАСНОСТЕЙ НА МОРСКОЙ ПЛАТФОРМЕ (С. 29-33)
А.В. ФЕДОСОВ, к.т.н., доцент кафедры промышленной безопасности и охраны труда. E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
А.А. БАШЕНОВА, студент.
Э.Р. КАБИРОВА, студент. E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Д.С. КОРМАКОВА, студент. E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ФГБОУ ВО Уфимский государственный нефтяной технический университет (Россия, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 1).
АННОТАЦИЯ
Обеспечение безопасной эксплуатации морской платформы оценивается на сегодняшний день в миллиарды долларов. Это одна из самых затратных стадий процесса нефтедобычи. Поскольку он связан с горючими жидкостями, и небольшая ошибка может привести к большой аварии, способной повлечь за собой огромные материальные, социальные и ресурсные потери, требуется детальное изучение опасностей, возможных на морской платформе еще на стадии проектирования. В данной работе проведен анализ методов выявления опасностей PHA и HAZID. Выявлены их преимущества и недостатки. Предложено использование наиболее подходящего метода – HAZID.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: морская платформа, анализ рисков, PHA, HAZID.
ВЛИЯНИЕ ВИДА И КОНЦЕНТРАЦИИ СОЛЕЙ НА СВОЙСТВА ТАМПОНАЖНОГО РАСТВОРА (С. 34-36)
Б.Б. НУРИДДИНОВ, студент
М.Б. КУКАЕВ, бакалавр
И.Г. ГУБАЙДУЛЛИН, бакалавр
А.Н. ГИНИЯТУЛЛИН, студент
ФГБОУ ВО Уфимский государственный нефтяной технический университет (Россия, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 1). E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрена проблема организации и эксплуатации скважин в сложных геологических условиях. Показана актуальность снижения времени ожидания затвердения тампонажных растворов, повышения прочностных показателей цементного камня и его сцепления с обсадными колоннами. Установлено положительное влияние солей NaCl и CaCl2 на исследуемые технические характеристики тампонажного раствора и цементного камня. Практически значимым результатом является улучшение показателей схватывания, повышение прочности при изгибе и сжатии без существенного ухудшения сцепления цементного камня с обсадной колонной при 5%-й концентрации солей.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: эксплуатация скважин, тампонажный раствор, концентрация солей, прочность при изгибе и сжатии, плотность, адгезия.
ИСТОРИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ
УНИКАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА НЕФТИ США И КАНАДЫ СЕРЕДИНЫ XX ВЕКА (С. 37-42)
А.И. ИВАНОВ, к.т.н., доцент кафедры транспорта и хранения нефти и газа
А.А.НИКИШИН, аспирант кафедры транспорта и хранения нефти и газа
Т.В. ДМИТРИЕВА, к.т.н., доцент кафедры транспорта и хранения нефти и газа
ФГБОУ ВО Уфимский государственный нефтяной технический университет (Россия, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 1). E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
В работе рассмотрены первые трубопроводы, проложенные по территории Аляски, их проектирование, технологии сооружения и роль в дальнейшем развитии системы трубопроводного транспорта региона.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: нефть, нефтепродукты, транспорт, трубопроводный транспорт.
СОСТОЯНИЕ ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА В КОНЦЕ XX ВЕКА И НАЧАЛО СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА ПАРАМЕТРОВ ТРАНСПОРТА НЕФТИ (С. 43-46)
Е.А. ЛОГИНОВА, инженер
И.И. ХАСАНОВ, к.т.н., доцент кафедры транспорта и хранения нефти и газа
ФГБОУ ВО Уфимский государственный нефтяной технический университет (Россия, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 1). E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
В работе приведен сравнительный анализ транспорта углеводородного сырья в Российской Федерации и США. Представлены этапы развития трубопроводного транспорта во второй половине прошлого столетия и в наше время. Основное внимание уделено системам контроля процесса транспорта нефти, зарождению системного анализа параметров транспорта нефти, автоматизации систем управления и технологических процессов, модернизации аппаратов и измерительных приборов.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: параметры транспорта нефти, системный анализ, автоматизированные системы управления, автоматизированные системы управления технологическими процессами.
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ
РЕДАКЦИОННО-ИЗДАТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ (С. 47)
ТРЕБОВАНИЯ К СТАТЬЯМ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫМ ДЛЯ ПУБЛИКАЦИИ В ЖУРНАЛЕ (С. 48)